Цель: рассмотреть, как недостатки и достоинства людей проявляются в сказке и в реальной жизни.
Задачи:
Образовательные: формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию.
Воспитательные: формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности. Формирование готовности к самовоспитанию.
Развивающие: развитие интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Методы обучения: проблемный метод, ролевая игра, проектирование, беседа, работа с учебником, наглядные методы.
Приёмы реализации исследовательского метода обучения: сравнение, анализ, синтез, обобщение, доказательство и опровержение, обсуждение, комментирование, дискуссии.
Виды практических работ при использовании исследовательского метода обучения: наблюдение, самостоятельная работа с учебником и рабочими листами, сбор информационного материала из различных источников.
Необходимое оборудование: учебник, толковый словарь, иллюстрации к сказке, выставка книг Г.Х.Андерсена,компьютер, проектор, рабочие листы для групп, музыкальные отрывки, презентация «Биография Андерсена», мультипликационный фильм, цветные карточки .
Структура и ход урока
Этап урока |
Время |
Действия учителя |
Действия учащихся |
I. Актуализация знаний. |
4 мин. |
Учитель организует беседу, выявляющую представления детей о сказке. |
Повторяют систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала. |
II. Мотивация. |
2 мин. |
Учитель организует обсуждение человеческих качеств в сказках. |
Взаимодействуют с учителем во время беседы, высказывают мнение по существу поставленного вопроса. |
III. Создание проблемной ситуации. |
4 мин. |
Учитель организует обсуждение содержания текста, подводит к проблемному вопросу. |
Выделяют существенную информацию из текста. |
IV. Постановка темы урока и проблемы исследования. |
3 мин. |
Учитель предлагает выдвинуть предположение о теме и цели урока, подводит к проблеме урока. |
Выдвигают предположения о теме, цели, проблеме урока, обосновывают и контролируют правильность ответов других учащихся; принимают и сохраняют учебную задачу; дополняют и уточняют высказанные мнения. |
V. Составление плана исследования. |
3 мин. |
Учитель организует составление плана работы исследования сказки. |
Составляют план действий для реализации поставленной цели урока. |
VI. Интерпретация полученных данных. |
21 мин. |
Учитель формирует группы учащихся, направляет деятельность детей, фиксирует ход исследования. Группа «Историки» Учитель выстраивает выступления таким образом, чтобы сохранялась логика исследования. Учитель предлагает учащимся побывать в роли журналистов. |
Используют новое содержание с ранее изученным в условиях совместной деятельности, фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении заданий. Извлекают и интерпретируют информацию из рабочих листов. Представляют результаты работы своей группы и анализируют ответы учащихся других групп. Обмениваются информацией, высказывают своё мнение о проблеме. |
VII. Вывод по результатам исследовательской деятельности |
3 мин. |
Учитель организует беседу, подводящую учащихся к выводу по результатам исследования. |
Классифицируют полученные результаты исследования с целью их оценки по отношению к теме урока и осознания обоснованности рассматриваемой проблемы. |
VIII. Подведение итогов урока |
2 мин. |
Учитель организует беседу, выявляющую сформированную жизненную позицию в ходе проведённого исследования. |
Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели. |
IX. Рефлексия |
2 мин. |
Учитель организует самооценку и взаимооценку работы учащихся. |
Оценивают итоги совместной и индивидуальной деятельности (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность.) |
X. Домашнее задание |
1 мин. |
Написать по выбору письмо-похвалу Элизе «Ты достойна восхищенья!» или письмо-упрёк мачехе «Любовь приносит красоту, злоба – безобразие» |
Выбирают задание по желанию. |
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Творческое задание для группы ГРУППА «ИСТОРИКИ»
Взять интервью у главных персонажей сказки «Дикие лебеди»
1.-Почему вы выгнали детей из родного дома?
(Вопрос злой мачехе)
2.Как вам жилось в замке без детей?
(Вопрос королю-отцу)
3.Что помогло вам перенести все испытания и трудности?
(Вопрос Элизе) и т. д.
Проблемный вопрос для другой группы (Высказать своё мнение, доказать свою правоту, рассуждая, приводя цитаты из текста. Очень важно, чтобы каждый имел свою точку зрения.):
1.Как вы думаете, любил ли молодой король Элизу? Почему же он согласился её сжечь? Как бы вы поступили на его месте?
Творческое задание для группы «ТЕОРЕТИКИ»
Взять интервью у главных персонажей сказки «Дикие лебеди»
1.-Почему вы выгнали детей из родного дома?
(Вопрос злой мачехе)
2.Как вам жилось в замке без детей?
(Вопрос королю-отцу)
3.Что помогло вам перенести все испытания и трудности?
(Вопрос Элизе) и т. д.
Проблемный вопрос для другой группы(Высказать своё мнение, доказать свою правоту, рассуждая, приводя цитаты из текста. Очень важно, чтобы каждый имел свою точку зрения.):
2.Как вы считаете, любил ли король-отец своих детей? Почему же он позволил выгнать их из дома? Как бы вы поступили на его месте?
Творческое задание для группы «АНАЛИТИКИ»
Взять интервью у главных персонажей сказки «Дикие лебеди»
1.-Почему вы выгнали детей из родного дома?
(Вопрос злой мачехе)
2.Как вам жилось в замке без детей?
(Вопрос королю-отцу)
3.Что помогло вам перенести все испытания и трудности?
(Вопрос Элизе) и т. д.
Проблемный вопрос для другой группы (Высказать своё мнение, доказать свою правоту, рассуждая, приводя цитаты из текста. Очень важно, чтобы каждый имел свою точку зрения.):
3.Смогли бы вы, будь на месте Элизы, преодолеть все трудности и испытания, выпавшие на её долю?
Творческое задание для группы «ХУДОЖНИКИ»
Взять интервью у главных персонажей сказки «Дикие лебеди»
1.-Почему вы выгнали детей из родного дома?
(Вопрос злой мачехе)
2.Как вам жилось в замке без детей?
(Вопрос королю-отцу)
3.Что помогло вам перенести все испытания и трудности?
(Вопрос Элизе) и т. д.
Проблемный вопрос для другой группы (Высказать своё мнение, доказать свою правоту, рассуждая, приводя цитаты из текста. Очень важно, чтобы каждый имел свою точку зрения.):
4.Как вы думаете, есть ли сейчас в нашей жизни такие персонажи, как Элиза? Где вы о них слышали? Где вы с ними встречались?