Итоговая работа по литературному чтению и материалы для ее оценивания.
Прочитай сказку.
Новая шубейка
Жил заяц, не тужил. Весной родился, лето проскакал, а к осени беда случилась. Начала его серая шубка клоками лезть.
Скачет по лесу невесел. Навстречу ему ёжик.- Эй, Косой, ты чего нос повесил?
- Помирать собрался. Шерсть уж клоками вылезает.
Расхохотался Ёжик.
- Экий ты, брат, глупый. Ты же линяешь. Шубейку зимнюю надеваешь. Так в лесу многие делают.
Приободрился Заяц.
- А ты ёж?
- Мне зимой гулять надобности нету. Припасов в нору натаскаю да на боковую.
С того дня стал заяц к своей шубе присматриваться. Глядит, а у него новая шёрстка растёт. Белая, густая – всем на загляденье.
В ту пору зима случилась поздняя. Захолодало, а снега всё нет. И зайцу в белой шубке не спрятаться от волка и лисы.
Но однажды проснулся он в норке и увидел, что земля белой шубой укрыта. Белого на белом не видно. Обрадовался и давай скакать по лесу.
Присел отдохнуть да про Ёжика вспомнил:
- Жалко такую красоту проспит!
Хотел было разбудить его, да одумался. “Мне-то хорошо, у меня шубейка хоть куда, а каково будет ему без новой шубки?”
Каждому своё!
(По сказке Т.Ш.Крюковой “Новая шубейка” 167 слов)
После прочтения сказки “Новая шубейка” ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать сказку.
1. О чём рассказывается в этой сказке? Отметь ответ.
О том, как Заяц разбудил Медведя и Ёжика.
О том, как Заяц меняет шубку.
О том, как Ёжик меняет шубку.
О том, как Лиса набросилась на зайца.
2. На что был похож выпавший снег? Отметь ответ.
На новую шубу.
На белый ковёр.
На белую шубу.
На белое покрывало.
3. Почему заяц стал невесел? Отметь ответ.
Заяц захворал.
Встретился с Волком.
Заяц поранился.
Начала его серая шубка клоками лезть.
4. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.
______________, густая – всем на загляденье.
5. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже поставлена, поставь цифры 2, 3, 4.
Встреча с Ёжиком.
1 Начала шубка клоками лезть.
Каждому своё.
Новая шубка.
6. Найди в тексте предложение. Допиши его.
Хотел было разбудить его, _________________________.
7. Какое предложение лучше других помогает понять главную мысль текста? Отметь ответ.
Жил, заяц не тужил.
В ту пору зима случилась поздняя.
Каждому своё.
Приободрился заяц.
8. Почему зайцу в белой шубке сначала нельзя было спрятаться от волка и лисы? Найди и напиши два примера из текста.
___________________________________
9. Как ты думаешь, почему заяц на зиму не собирает припасов? Приведи две причины.
___________________________________
10. Почему Ёжик не может увидеть красоту зимы? Приведи две причины?
___________________________________
Рекомендации по оценке итоговой работы по литературному чтению
№ задания |
Система оценивания |
|
Ответ: 1 балл: выбран 2 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
|
Ответ: 1 балл: выбран 3 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
|
Ответ: 1 балл: выбран 4 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
|
Ответ: 1 балл: запись соответствует вопросу написано: Белая 0 баллов: запись не соответствует вопросу |
|
Ответ: 2 балла: 2, 1, 4, 3 1 балл: 2, 1, 3, 4 0 баллов: во всех остальных случаях |
|
Ответ: 1 балл: запись соответствует вопросу, написано: да одумался 0 баллов: запись не соответствует вопросу |
|
Ответ: 1 балл: выбран 3 вариант ответа 0 баллов: во всех остальных случаях |
|
Ответ: 2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками зайца. В ту пору зима случилась поздняя. Захолодало, а снега всё нет. 1 балл: дан один ответ, например, В ту пору зима случилась поздняя. или Захолодало, а снега всё нет. 0 баллов: ответ, который свидетельствует о непонимании смысла сказки |
|
Ответ: 2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками зайца. Заяц меняет шубку. или Заяц может зимой спрятаться от врагов. Или Белый заяц не заметен на снегу. Заяц может найти пищу зимой. 1 балл: дан один ответ. 0 баллов: ответ, который свидетельствует о непонимании смысла сказки |
|
Ответ: 2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками Ёжика. Ёжик не меняет зимой шубку. Ёжик спит зимой. Ёж зимой не сможет спрятаться от врагов. 1 балл: приведено одно объяснение. 0 баллов: приведенные объяснения совсем не логичны и не соответствуют содержанию сказки. |
Оценка образовательных достижений учащихся по чтению
Характеристика итоговой работы
Работа составлена для проведения мониторинга осознанности чтения учащихся начальной школы. Цель работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся 1-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.
1.1 Содержание и структура работы определены на основе следующих документов:
[1], [2], [3], [4].
Содержание работы ориентировано на нормативные требования к уровню осознанности чтения к концу 1-го класса, который должен достигаться учащимися при обучении по любому учебно-методическому комплекту, включенному в Федеральный перечень учебников для начальной школы.
Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:
1. Проверка умения извлечь фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.
2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте.
3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста.
Работа содержит текст сказки и 10 заданий к тексту. Все задания можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения.
1 группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.
2 группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.
3 группа заданий направлена на проверку понимания последовательности смысловых частей текста.
4 группа заданий направлена на проверку умения понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла, определить на основе проведенного смыслового анализа чувства главных героев.
При выборе заданий в силу специфики первого класса предпочтение было отдано заданиям первой группы, так как именно нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде, находится в центре внимания в первом классе. (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Распределение заданий в соответствии с выделенными группами
Группа заданий |
№ заданий |
Общее количество заданий |
1 группа заданий |
1,2,3,4,6 |
5 |
2 группа заданий |
7,9 |
2 |
3 группа заданий |
5 |
1 |
4 группа заданий |
8,10 |
2 |
1.2 Структура работы
В работе 2 части: первая часть включает 8 заданий, которые являются обязательными для выполнения; вторая часть включает 2 задания, которые являются дополнительными.
В работе использованы три типа заданий:
с выбором ответа (№№ 1, 2, 3, 7),
с кратким ответом, в том числе и задание на установление последовательности (№ 4, 5, 6),
с развернутым ответом (№ 8, 9, 10).
В приведенной ниже таблице 2 в сжатом виде представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий в работе.
Таблица 2
Структура итоговой работы по чтению для 1-го класса
Группа 1 Обязательные задания |
Группа 2 Дополнительные задания |
|
Число заданий (10) |
8 |
2 |
Уровень сложности |
Базовый |
Повышенный |
Тип заданий и форма ответа |
№№ 1, 2, 3, 7 – с выбором ответа (из предложенных вариантов). № 4, 5, 6 – с кратким ответом. № 8 – с развернутым ответом. |
№ 9, 10 – с развернутым ответом. |
В приведенной ниже таблице 3 представлена информация о структуре, общем количестве, и типах заданий в работе.
Таблица 3
Группа заданий |
Проверяемое умение |
№ Заданий |
Тип заданий |
Общее количество заданий |
||
ВО |
КО |
РО |
||||
1 группа |
Умение определять тему текста |
1 |
1 |
|
|
5 |
Умение находить средства выразительности: сравнение |
2 |
2 |
|
|
||
Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) |
3, 4, 6 |
3 |
4, 6 |
|
||
2 группа |
Умение определять главную мысль |
7 |
7 |
|
|
2 |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую |
9 |
|
|
9 |
||
3 группа |
Умение делить текст на части, составлять простой план |
5 |
|
5 |
|
1 |
4 группа |
Находить в тексте информацию о героях произведений. |
8 |
|
|
8 |
2 |
Формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод |
10 |
|
|
10 |
1.3 Система оценки выполнения работы
За правильное выполнение заданий №№ 1–4, 6–7 выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение заданий №№ 5, 8–10 выставляется 2 балла, за частичное выполнение этих заданий выставляется 1 балл. Таким образом, за выполнение обязательной части работы максимально возможное количество баллов, которое может получить учащийся, равно 10. Если учащийся за выполнение заданий обязательной части набрал не менее 7 баллов, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по чтению. При получении 8-10 баллов можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочный уровень осознанности чтения.
За выполнение дополнительной части работы можно набрать 4 балла. Таким образом, за выполнение всех заданий работы можно получить максимально 14 баллов. При получении от 11 до 14 баллов можно говорить о высоком уровне осознанности чтения.
1.4 Система оценки выполнения работы
За правильное выполнение заданий №№ 1–4, 5–7 выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение заданий №№ 8–10 выставляется 2 балла, за частичное выполнение этих заданий выставляется 1 балл. Таким образом, за выполнение обязательной части работы максимально возможное количество баллов, которое может получить учащийся, равно 10. Если учащийся за выполнение заданий обязательной части набрал не менее 7 баллов, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по чтению. При получении 8-10 баллов можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочный уровень осознанности чтения.
За выполнение дополнительной части работы можно набрать 4 балла. Таким образом, за выполнение всех заданий работы можно получить максимально 13 баллов. При получении от 11 до 13 баллов можно говорить о высоком уровне осознанности чтения.
1.5 Условия проведения работы
Работа проводится в 1-ом классе в конце учебного года.
Первоклассникам предлагается самостоятельно прочитать предложенный им текст и ответить на десять заданий к этому тексту. Задания работы составлены в различной форме. Часть заданий с выбором ответа из четырех предложенных, два задания предполагают запись краткого ответа (учащиеся записывают 2-3 слова), в одном задании учащиеся должны установить последовательность событий, три задания предполагают развернутый ответ (учащиеся записывают 1-2 предложения).
На выполнение работы отводится 1 урок – 45 минут.
Ниже приведен план работы, в котором представлены проверяемые базовые умения и примерное время выполнения каждого задания (см. Таблицу 4).
Таблица 4
План работы
№ задания |
Контролируемые умения |
Уровень сложности задания |
Тип задания |
Примерное время выполнения |
Основная часть работы – обязательные задания |
||||
Чтение текста про себя |
10 мин. |
|||
№1 |
Общее понимание содержания текста |
базовый |
с выборомответа |
1 мин. |
№2 |
Умение находить информацию, заданную в явном виде |
базовый |
с выбором ответа |
1 мин. |
№3 |
Умение находить информацию, заданную в явном виде |
базовый |
с выбором ответа |
1 мин. |
№4 |
Умение находить информацию, заданную в явном виде |
базовый |
с кратким ответом |
3 мин. |
№5 |
Умение выделить последовательность событий, описанных в сказке |
базовый |
с кратким ответом |
4 мин. |
№6 |
Умение находить информацию, заданную в явном виде |
базовый |
с кратким ответом |
3 мин |
№7 |
Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод |
базовый |
с выбором ответа |
1 мин. |
№8 |
Умение интерпретировать содержание прочитанного |
базовый |
с развернутым ответом |
3 мин. |
Дополнительная часть работы |
||||
№9 |
Умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод |
повышенный |
с развернутым ответом |
4 мин. |
№10 |
Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста |
повышенный |
с развернутым ответом |
4 мин. |