Цели урока: Познакомить с произведениями Э. Мошковской. Учить видеть главную мысль в произведении. Формировать умения и навыки по формулированию вопросов – суждений. Развивать коммуникативные навыки, навыки скоростного чтения.
Оборудование: Портрет Э. Мошковской, книги Э. Мошковской, жетоны, учебники, книги для чтения, карточка (вопрос – суждение), вспомогательная модель для формулирования вопросов – суждений.
Ход урока
1. Организационный
Приветствие
Настроение
- Заявка на оценку: 10 – 9 жетонов "5”, 8 – 7 жетонов "4”.
2. Тренировочные упражнения
Жужжащее чтение. (Раз, два, три, четыре, пять, – начинаем все читать.)
Дыхательная гимнастика "Медвежата”. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося [м].
Мам, меду б нам,
Мам, молока бы нам.
Чтение блоков (хором).
ба бы бэ-э-э во! вы га да до жи за
ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
не ни но ну по ра ре си су та те
то ту ты тю! фа фу! ха хе! че чу ма!
щи бр-р-р кшш… тшш… тсс… .
Отработка дикции (скороговорка).
От топота копыт пыль по полю летит.
Интонационная разминка.
Прочитать скороговорку, придавая своему голосу разные интонации (серьёзно, недовольно, насмешливо и т.д.).
Развитие оперативной памяти. Слова для запоминания.
небо, дерево, земля, дождь
Перечислить слова. Найти противоположные понятия.
3. Проверка домашнего задания
- Выразительное чтение стихотворения Э. Мошковской "Решительное решение”.
Вопросы – суждения, составленные самостоятельно дома.
4. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. –Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Э. Мошковской. (Показ портрета. Обращение к выставке книг).
Чтение сказки учителем.
Высказывания детей. Понравилось ли вам это произведение? Чем?
Чтение сказки по частям, составление вопросов – суждений. (За составленный вопрос и ответ на него дети получают жетон.)
Вопрос – суждение (карточка).
Как доказать, что…?
Чем объяснить, что…?
В каком случае…?
Когда…?
Каким образом?
Вследствие чего…?
Почему…?
Вспомогательная модель для формулирования вопросов – суждений.
С – синонимический ряд вопросительных слов;
- связка между понятиями;
1 – первое понятие (как правило, субъект – подлежащее суждения);
2 – второе понятие (как правило, предикат – сказуемое суждения);
Предполагаемые вопросы и ответы.
Почему твердый знак шёл твёрдой походкой? (Обозначает твёрдость звуков)
Вследствие чего вопросительный знак обратился за помощью к твёрдому знаку? (Причина – день рождения, следствие – нужен подарок)
Почему твёрдый знак (ъ) говорил очень твёрдо? (Твёрдый характер, не мог выполнить просьбу).
Почему мягкий знак шёл в мягких тапочках? (Мягкий характер, добрый, обозначает мягкость согласных звуков).
Чем объяснить, что мягкий знак (ь) не отказал в просьбе вопросительному знаку? (Добрый…).
Почему мягкий знак не сочинил сказку? (Не умел сочинять, не смог).
Почему мягкий знак заплакал? (Стыдно, есть совесть).
Почему вопросительный знак расстроился при разговоре с мягким знаком? (Не было подарка).
Почему вопросительный знак (?) сам не сочинил сказку? (Не может, он только спрашивает, задаёт вопросы).
Чем объяснить, что восклицательный знак не спросил про подарок? (Он не умеет спрашивать, был рад другому).
Физминутка.
Обобщение.
** В каком предложении заключена основная мысль? (-Ура! …)
К какому жанру относится это произведение? Почему? (Сказка. Знаки разговаривают как люди).
Кого автор подразумевает под поведением знаков? (Людей).
Могла ли такая история произойти с людьми? (Да).
Вывод: люди могут быть как с твёрдым характером, так и с мягким, добрые и злые, отзывчивые и равнодушные.
Подсчет жетонов. Оценки.
Работа с выставкой книг на доске.
Домашнее задание.
Подготовить чтение сказки по ролям.
Нарисовать рисунки.
Приготовить инсценировку сказки.
Рефлексия.
* Что понравилось на уроке?
* Какое настроение у вас в конце урока?