Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цели:

создать условия для работы над понятием «Кто такие богатыри?»  при работе с художественным текстом;

продолжить работу по развитию способности полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;

продолжить работу по воспитанию нравственных и эстетических чувств, патриотизма и гордости за своё Отечество.

Оборудование:

отрывок из поэмы  А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

портрет А.С. Пушкина

выставка книг русских  былин.

фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

картина В.М.Васнецова «Богатыри»

мультимедийный проектор

выставка рисунков детей на тему «Как я представляю себе русского  богатыря».

Задачи урока:

развивать умение работать над историческим понятием;

воспитывать чувство  патриотизма,

учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Тип урока: работа с художественным текстом

Технология: развитие критического  мышления через чтение и письмо.

Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному  опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер,  синквейн,  использование "тонких” и "толстых” вопросов, эссе.

На доске: высказывание о героях-богатырях

Богатырское наше правило: 
Надо другу в беде помочь, 
Отстоять в борьбе дело правое, 
Силой силушку превозмочь.

Н. Добронравов

Богатырская сила

То не грозное небо хмурится 
Не сверкают в степи клинки 
Это батюшки Ильи Муромца вышли биться ученики 
За победу их ветры молятся 
Ждут их тернии и венцы 
Разгулялися добры молодцы 
Распотешились молодцы 
Эх да надобно жить красиво 
Эх да надо нам жить раздольно 
Богатырская наша сила сила духа и сила воли

Богатырское наше правило надо другу в беде помочь 
Отстоять в борьбе дело правое 
Силой силушку превозмочь

Эх да надобно жить красиво 
Эх да надо нам жить раздольно 
Богатырская наша сила сила духа и сила воли

Эх да надобно жить красиво 
Эх да надо нам жить раздольно 
Богатырская наша сила сила духа и сила воли

ХОД  УРОКА

I. Стадия вызова

Звучит музыка М.И.Глинки.

Предлагается синквейн без первой строчки

1. ___________
2. Герой былин
3. Мужественный воин
4. Защитник родной земли  
5. Витязь

Вулкан. Красный, горячий. Извергается, пылает, спасаются. Страх, катастрофа, гибель, опасность. Ад.

Вопросы:

– Определите первое слово синквейна?  (Богатырь)
– Сегодня мы поговорим  о богатырях.
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили ?
– А есть ли они сейчас?

– Сегодня мы поговорим  о богатырях.
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?
– Богатырь – герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.  
– Как сейчас понимается это слово? 
– Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, сильный, смелый.
– Каких русских богатырей вы знаете?

– Подумайте, чем они могли заниматься? (Охраняли русскую землю.)
– Вспомните, что вы ещё о них  знаете? 
– Как одеты они, на чём и с чем шли на битву? (Доспехи: латы, кольчуга, меч, боевые кони, одежда…)   
– Обратите внимание на картину В.М. Васнецова «Три богатыря».
– Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить,  кто такие богатыри)
– Сегодня мы познакомимся с  отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» .
– Как вы думаете, о чём может быть это произведение? (Фиксирую  на доске ответы учащихся) (О сражении, о подвиге витязя Руслана.)
– Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему именно этот 
отрывок   из поэмы А.С. Пушкина  взят на уроке.

Читает текст  учитель, используя приём технологии КМЧЧП, – «чтение с остановками». Дети делают пометки на полях: +  –   0

– Что вы представляли, слушая стихи?
– Кто такой Руслан?  Как  автор относится к своему герою? 
– Попробуйте описать Руслана самостоятельно.
– Как вы думаете, чем закончилось сражение? Победой киевлян.
– Кто сыграл самую главную роль в этой победе? Витязь Руслан.

Первая часть. «Дремало поле боевое»

чтение первых 2-х строчек: Определите, когда будут происходить события?(Утром).

после 3-4 строчек: Как вы понимаете в бездейственном покое? (Ничего не происходило.)

после 5-7 строчек: Найдите в отрывке слова, которыми  автор рисует пробуждение боевого поля? (Воспрянул. Внезапный.) Подберите синонимы. Ожил, быстро поднялся. Неожиданный.

2 часть. «Внезапный крик сражений грянул»

После 8-9 строчки:  Почему  киевляне  растерялись? (Услышали внезапный крик.)

– Что же случится дальше? Чтение до конца.
– Какую картину вы представили себе? Бой, сражение, киевляне в испуге и вдруг – «Блистая в латах, как в огне, чудесный воин на коне.»

3 часть «Наш витязь пал на басурмана»

– Как вы думаете, что такое латы ? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)

Найдите в 3 фрагменте сравнения

Блистая в латах, как в огне.

Как божий гром, наш витязь.

Подумайте, зачем автор использует сравнения?

– Я думаю, что сравнения нужны для более яркого описания  событий, предметов, героев.
– Как автор относится к своему герою? (Он восхищён подвигом Руслана, его смелостью, мужеством).
– Попробуйте определить своё отношение к герою.

 

Ответы детей:

– Настоящий герой, сильная личность, победитель, мужественный витязь, храбрый воин. 
– Наш витязь пал на басурмана.
– Он обрушил свой меч на головы врагов неожиданно и стремительно.
– Вы заметили  как меняется темп, интонация от части к части? (Темп  ускоряется.)

II. Стадия рефлексии

Вопросы:

– Сделайте вывод о том, кого считали богатырями на Руси. 
– Чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы. 
– Скажите, как вы думаете чем они занимались?
– Охраняли родные рубежи от нападения врагов.
– Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»? (Момент боя, где витязь Руслан одерживает победу над басурманами.)
– Так кто же сам Руслан? (Богатырь, чудесный воин.)
– Хочется ли вам больше узнать о богатырях?

Задание: cоставьте синквейн – свое понимание слова  «богатырь».

У детей получилось  так:

1. Богатырь.
2. Храбрый, сильный.
3. Побеждает, сражается, бьётся.
4. Чудесный воин на коне.
5. Витязь.

(Муленко Виолетта.)

Домашнее задание:

Написать пять предложений на тему: « Кого в наше время можно назвать «богатырём»? 

Отрывки из работ учащихся:

«… Мне очень бы хотелось, чтобы и в наши дни были  такие герои-воины, на которых всегда можно было положиться.» (Евдокимова Настя.)
«… Когда я вырасту, то стану военным, потому что, я считаю, что богатырями в наше время можно назвать только военнослужащих». (Торох Даниил.)
«… А я считаю богатырями всех мужчин, у которых есть чувство долга перед Родиной, детьми, родителями». (Амелин Александр.)

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru