Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цель. Расширять представления детей о былинах как жанре устного народного творчества.

Оборудование. Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; грамзаписи: П. Чайковский – «4-я симфония», Э. Григ – «Утро», М. Мусоргский – «Ночь на Лысой горе» и «Богатырские ворота», Л.Бетховен – «Ода к радости».


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Звучит запись 4-й симфонии П. Чайковского.

Учитель. Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною.

А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста.

III. Работа по теме урока

У. Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Ребята, разгадайте имена и скажите: что их объединяет?

На доске:

БоДныяр киНичти, шалеА

ПочивоП, яИль руМоцем.

Дети. Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца.

У. Правильно, это русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине.

Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину.

У. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалко.
– Своя земля и в горсти мила.
– На чужой сторонушке рад своей воронушке.
– Чужбина – калина, Родина – малина.

Под запись произведения М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» учитель ведет рассказ.

У. В 1224 году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли. Племена кочевников издавна жили в степях к северо-востоку от русских земель.
Они не строили домов, сел и городов, а переходили с места на место в поисках новых пастбищ для лошадей и овец, которых разводили. Свои дома – юрты – кочевые народы перевозили с места на место на телегах. Дети у них с малых лет ездили на лошадях, метко стреляли из луков.
Вспомните, что такое Золотая Орда?

Д. Это государство монголо-татар. В нем царил Чингис-хан, Великий хан, как его называли. Дисциплина в его войске была строжайшая. Русичи удивлялись: откуда такая сила в татарском войске? А дело было вот в чем. Десять воинов составляли десяток, десять десятков – сотню, десять тысяч – тысячу. Если с поля боя бежал один воин – казнили десяток, если бежали десять – казнили сотню и так далее.

У. Во втором классе мы с вами читали рассказ Сергея Алексеева «Куликовская битва». Что вы помните об этой битве?

Выслушиваются ответы детей.

Так же как и картины, изображающие героев-богатырей, былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.
Вы знаете, что кроме положительных героев в былинах есть и отрицательные. Догадайтесь, о ком идет речь в четверостишиях.

* * *

Свист соловьиный,
Взор орлиный –
Не зверь, не охотник,

А... (Соловей-Разбойник)

* * *

Из-за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем,
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву.

(Змей Огненный)

– Ребята, знаете ли вы, кто сберег для нас былины? Их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам да селам и записывали произведения русского фольклора.

Появляются дети, изображающие сказителей.

Сказитель 1. Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре, или Колывану, как его прозывают. И был тот Святогор-богатырь, или Колыван, как его еще называли, силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася. Держать Святогора-богатыря могли только горы – вот там-то он и проживал, Святогор. Хорош был Святогор, да не нужен был ему никто. Не защищал он земли Русской от захватчиков, только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силен, я могуч, я велик, и богат, и счастлив».
А народ-то стал забывать его, нужен был такой богатырь, чтоб землю Русскую защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал.

Сказитель 2. Вот такой богатырь пришел на смену Святогору-богатырю. И звали этого богатыря Илья Муромец.
Решил как-то раз Илья Муромец помериться силой со Святогором-богатырем. Догнал его на дороге и окликнул, да тот даже не оглянулся. Ударил Илья Святогора палицей по голове, а тот дремлет, иногда, правда, бормочет: «Как русские мухи-то кусаются!» Только после третьего удара проснулся Святогор. Проснулся, посмотрел, кто там его беспокоит, протянул руку и... сунул Илью Муромца себе в карман. Вот и все сраженье.

Сказитель 3. А вы знаете, как на Древней Руси происходило братание богатырей?

И раскинули они тут бел шатер,
А коней спустили во луга зеленые,
Во зелены луга они стреножили
Сошли оба во белой шатер,
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Они с друг другом побраталися,
Обменялися да поцеловалися,
Святогор-богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.

Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях.
Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.

Учитель прикрепляет на доску репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри», показывает и называет богатырей.

У. Алеша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя – Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных.
Добрыня Никитич в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
А у Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел – сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало.
Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!

Давайте обобщим все, что мы знаем теперь об Илье Муромце, его характере, силе, поступках.

Учитель прикрепляет на доску слова-карточки, характеризующие человеческие качества:

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

– Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор.

Дети читают отрывки былин, подтверждающие наличие тех или иных качеств богатыря.

– Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Выслушиваются ответы детей.

IV. Физкультминутка

Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»:

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

V. Работа по теме урока (продолжение)

У. Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить?

Выслушиваются ответы детей.

– Дайте ответ на мои загадки:

С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

Д. Пожарники.

У. 

Кто свято хранит Отчизны покой
И ночью, и днем,
При погоде любой?

Д. Пограничник.

У. 

Он не летчик, не пилот –
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это?

Д. Космонавт.

У. Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. В нашей школе находится музей Боевой Славы, где мы можем увидеть людей, сражавшихся за свою Родину. Все они награждены орденами и медалями за заслуги перед Отечеством. Многие из воинов награждены посмертно. Мы гордимся ими. Нам есть на кого равняться.
Вспомните трагедию, которая произошла год назад в городе Беслане. Эту трагедию нельзя забыть – ведь она унесла сотни человеческих жизней. Эта беда пришла во все семьи России. «Мы скорбим с тобой, Беслан!» – отзывалось в сердце каждого человека.

Ребята, а кто первый пришел на помощь в Беслане?

Д. Военные.

У. Не только военные – каждый старался помочь, чем мог, в такую трудную минуту.

Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины.

Сквозь все тяготы и страдания, горе великое пронес народ веру в силу свою и величие, помогала ему та вера выжить в самое трудное время.

Звучит музыка Бетховена «Ода к радости».

VI. Викторина

У. А теперь, ребята, проведем викторину по русским былинам-старинам, которые вы читали.

Перед проведением викторины дети читают былины: «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Илья Муромец», «Святогор и Микула Селянинович», «Ставр Годинович», «Василий Буслаев».

1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын.)

2. Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, вы знаете? (Вольга, Микула Селянинович, Святогор-Колыван.)

3. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником.)

4. Назовите героев былин– богатырей-новгородцев. (Садко, Василий Буслаев.)

5. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома.)

6. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» – стена каменная, защита, оплот.)

7. Во времена былинные каждый город – столица княжества – имел своих правителей. Чем отличалось правление в Новгороде от правления в других городах: Владимире, Ростове? (В Новгороде правил народ, вече; в Киеве и других городах князья правили единолично.)

8. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец.)

9. Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы. (Владимир Красно Солнышко, что правил в Киеве – стольном граде.)

10. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич.)

11. В былинах, помимо богатырей-мужчин, есть женщины-богатырши. Назовите их. (Три дочери Микулы Селяниновича: Катерина, Настасья, Василиса.)

12. Назовите имя богатыря, который хвастался своей силою, а сумки пахаря поднять не мог. (Святогор-Колыван.)

13. Кого из женщин освободил из полона Змея Огненного Добрыня Никитич? (Забаву Путятичну.)

14. Назовите самого сильного богатыря, который не воевал, а силой обладал огромной. (Пахарь Микула Селянинович.)

15. На Руси былинной было множество странствующих людей. Как их называли? (Калики перехожие.)

16. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».)

VII. Итог урока

У. Чем былины отличаются от других литературных произведений? Какие характерные признаки былин вы можете назвать?

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru