Цель. Расширять представления детей о былинах как жанре устного народного творчества.
Оборудование. Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; грамзаписи: П. Чайковский – «4-я симфония», Э. Григ – «Утро», М. Мусоргский – «Ночь на Лысой горе» и «Богатырские ворота», Л.Бетховен – «Ода к радости».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Звучит запись 4-й симфонии П. Чайковского.
Учитель. Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною.
А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста.
III. Работа по теме урока
У. Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Ребята, разгадайте имена и скажите: что их объединяет?
На доске:
БоДныяр киНичти, шалеА ПочивоП, яИль руМоцем. |
Дети. Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца.
У. Правильно, это русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине.
Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину.
У. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?
Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалко.
– Своя земля и в горсти мила.
– На чужой сторонушке рад своей воронушке.
– Чужбина – калина, Родина – малина.
Под запись произведения М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» учитель ведет рассказ.
У. В 1224 году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли. Племена кочевников издавна жили в степях к северо-востоку от русских земель.
Они не строили домов, сел и городов, а переходили с места на место в поисках новых пастбищ для лошадей и овец, которых разводили. Свои дома – юрты – кочевые народы перевозили с места на место на телегах. Дети у них с малых лет ездили на лошадях, метко стреляли из луков.
Вспомните, что такое Золотая Орда?
Д. Это государство монголо-татар. В нем царил Чингис-хан, Великий хан, как его называли. Дисциплина в его войске была строжайшая. Русичи удивлялись: откуда такая сила в татарском войске? А дело было вот в чем. Десять воинов составляли десяток, десять десятков – сотню, десять тысяч – тысячу. Если с поля боя бежал один воин – казнили десяток, если бежали десять – казнили сотню и так далее.
У. Во втором классе мы с вами читали рассказ Сергея Алексеева «Куликовская битва». Что вы помните об этой битве?
Выслушиваются ответы детей.
Так же как и картины, изображающие героев-богатырей, былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.
Вы знаете, что кроме положительных героев в былинах есть и отрицательные. Догадайтесь, о ком идет речь в четверостишиях.
* * *
Свист соловьиный,
Взор орлиный –
Не зверь, не охотник,
А... (Соловей-Разбойник)
* * *
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дышал огнем,
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву.
(Змей Огненный)
– Ребята, знаете ли вы, кто сберег для нас былины? Их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам да селам и записывали произведения русского фольклора.
Появляются дети, изображающие сказителей.
Сказитель 1. Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре, или Колывану, как его прозывают. И был тот Святогор-богатырь, или Колыван, как его еще называли, силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася. Держать Святогора-богатыря могли только горы – вот там-то он и проживал, Святогор. Хорош был Святогор, да не нужен был ему никто. Не защищал он земли Русской от захватчиков, только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силен, я могуч, я велик, и богат, и счастлив».
А народ-то стал забывать его, нужен был такой богатырь, чтоб землю Русскую защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал.
Сказитель 2. Вот такой богатырь пришел на смену Святогору-богатырю. И звали этого богатыря Илья Муромец.
Решил как-то раз Илья Муромец помериться силой со Святогором-богатырем. Догнал его на дороге и окликнул, да тот даже не оглянулся. Ударил Илья Святогора палицей по голове, а тот дремлет, иногда, правда, бормочет: «Как русские мухи-то кусаются!» Только после третьего удара проснулся Святогор. Проснулся, посмотрел, кто там его беспокоит, протянул руку и... сунул Илью Муромца себе в карман. Вот и все сраженье.
Сказитель 3. А вы знаете, как на Древней Руси происходило братание богатырей?
И раскинули они тут бел шатер,
А коней спустили во луга зеленые,
Во зелены луга они стреножили
Сошли оба во белой шатер,
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Они с друг другом побраталися,
Обменялися да поцеловалися,
Святогор-богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях.
Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.
Учитель прикрепляет на доску репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри», показывает и называет богатырей.
У. Алеша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя – Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных.
Добрыня Никитич в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
А у Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел – сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало.
Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому.
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
Давайте обобщим все, что мы знаем теперь об Илье Муромце, его характере, силе, поступках.
Учитель прикрепляет на доску слова-карточки, характеризующие человеческие качества:
Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.
– Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор.
Дети читают отрывки былин, подтверждающие наличие тех или иных качеств богатыря.
– Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
Выслушиваются ответы детей.
IV. Физкультминутка
Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»:
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
V. Работа по теме урока (продолжение)
У. Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить?
Выслушиваются ответы детей.
– Дайте ответ на мои загадки:
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы?
Д. Пожарники.
У.
Кто свято хранит Отчизны покой
И ночью, и днем,
При погоде любой?
Д. Пограничник.
У.
Он не летчик, не пилот –
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это?
Д. Космонавт.
У. Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. В нашей школе находится музей Боевой Славы, где мы можем увидеть людей, сражавшихся за свою Родину. Все они награждены орденами и медалями за заслуги перед Отечеством. Многие из воинов награждены посмертно. Мы гордимся ими. Нам есть на кого равняться.
Вспомните трагедию, которая произошла год назад в городе Беслане. Эту трагедию нельзя забыть – ведь она унесла сотни человеческих жизней. Эта беда пришла во все семьи России. «Мы скорбим с тобой, Беслан!» – отзывалось в сердце каждого человека.
Ребята, а кто первый пришел на помощь в Беслане?
Д. Военные.
У. Не только военные – каждый старался помочь, чем мог, в такую трудную минуту.
Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины.
Сквозь все тяготы и страдания, горе великое пронес народ веру в силу свою и величие, помогала ему та вера выжить в самое трудное время.
Звучит музыка Бетховена «Ода к радости».
VI. Викторина
У. А теперь, ребята, проведем викторину по русским былинам-старинам, которые вы читали.
Перед проведением викторины дети читают былины: «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Илья Муромец», «Святогор и Микула Селянинович», «Ставр Годинович», «Василий Буслаев».
1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын.)
2. Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, вы знаете? (Вольга, Микула Селянинович, Святогор-Колыван.)
3. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником.)
4. Назовите героев былин– богатырей-новгородцев. (Садко, Василий Буслаев.)
5. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома.)
6. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» – стена каменная, защита, оплот.)
7. Во времена былинные каждый город – столица княжества – имел своих правителей. Чем отличалось правление в Новгороде от правления в других городах: Владимире, Ростове? (В Новгороде правил народ, вече; в Киеве и других городах князья правили единолично.)
8. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец.)
9. Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы. (Владимир Красно Солнышко, что правил в Киеве – стольном граде.)
10. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич.)
11. В былинах, помимо богатырей-мужчин, есть женщины-богатырши. Назовите их. (Три дочери Микулы Селяниновича: Катерина, Настасья, Василиса.)
12. Назовите имя богатыря, который хвастался своей силою, а сумки пахаря поднять не мог. (Святогор-Колыван.)
13. Кого из женщин освободил из полона Змея Огненного Добрыня Никитич? (Забаву Путятичну.)
14. Назовите самого сильного богатыря, который не воевал, а силой обладал огромной. (Пахарь Микула Селянинович.)
15. На Руси былинной было множество странствующих людей. Как их называли? (Калики перехожие.)
16. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».)
VII. Итог урока
У. Чем былины отличаются от других литературных произведений? Какие характерные признаки былин вы можете назвать?