Цели: познакомить учащихся с творчеством замечательного сказочника П. П. Ершова; показать красоту и меткость русской сказки; учить детей видеть заключённую в сказках народную мудрость.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с творчеством писателя.
Учитель сообщает учащимся о том, что сегодня на уроке они познакомятся ещё с одной замечательной сказкой, которую написал человек, чья жизнь не менее замечательна и удивительна. имя его Пётр Павлович Ершов.
– Чем необычна и удивительна судьба Петра Ершова, вы узнаете, прочитав статью о нём в ваших учебниках.
Ученики читают статью «Пётр Павлович Ершов».
– Что поразило в судьбе писателя?
– Что показалось необычным, сказочным?
– Знаете ли вы, о какой сказке идёт речь?
Физкультминутка
2. Словарная работа.
Толкование непонятных слов дети находят по толковому словарю самостоятельно (под руководством учителя). целесообразнее эту работу выполнить до чтения сказки, значения слов записать на доске и в тетрадях.
Учитель говорит учащимся о том, что в сказке им встретятся слова, которые не употребляются в современном русском языке или встречаются крайне редко, поэтому для лучшего понимания сказки они должны выписать значения этих слов из словаря.
Сума – мешок из ткани, кожи для ношения чего-либо.
Шевелить – зд. воровать.
Смекнуть – сообразить, догадаться.
Сенник – матрас, набитый сеном или соломой; сеновал.
Несподручно – неудобно, затруднительно.
Озираючись – осматриваясь.
Очью – глазами.
Аршин – русская мера длины, равная 71см.
Рогожа – грубая ткань из мочала.
Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина или сапфира.
Переться – препираться, спорить по пустякам.
Некорыстный наш живот – бедную нашу жизнь.
Намеднишняя – зд. предыдущая.
Неможет – болеет.
Кушак – широкий матерчатый пояс.
Сафьянные бичи – длинные плети, кнуты из мягкой козьей или овечьей кожи, окрашенной в яркий цвет.
Порука – ответственность за выполнение чего-либо.
Трепак – русский народный танец с сильным притопыванием.
3. Слушание сказки.
Сказку читает либо учитель вместе с хорошо читающими детьми, либо звучит аудиозапись сказки.
III. Итог урока.
Домашнее задание.
– В ваших учебниках напечатана только первая часть сказки, вся же сказка состоит из трёх частей.
– Хотелось бы вам узнать, что произошло дальше, чем закончилась сказка?
– Возьмите в библиотеке книгу, в которой дано всё произведение, прочитайте одну из частей, вам могут помочь родители. (Поскольку произведение объёмно, дети могут разделиться на группы: одна группа будет готовить вторую часть, другая – третью.)
– К прочитанной вами части составьте несколько вопросов.
УРОК 2
Цели: продолжить знакомство учащихся со сказкой П. П. Ершова «Конёк-горбунок»; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; развивать речь и мышление учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над произведением.
1. Беседа по прочитанному дома.
– Было ли вам интересно читать сказку?
– Что особенно поразило, привлекло ваше внимание?
– Какие чудеса происходили с Иваном?
– Прочитайте об этом.
– Почему Ивану всегда удавалось выходить сухим из воды?
– Что из произошедшего с Иваном вам кажется самым чудесным?
– О чём бы хотели спросить ваших товарищей?
Учащиеся задают вопросы, составленные ими дома.
2. Работа в тетрадях.
– Выпишите в тетрадь слова, характеризующие Ивана.
– Какие слова можно подобрать для характеристики его братьев, царя?
Запись в тетрадях:
Иван |
Братья |
Царь |
смелый правдивый доверчивый |
ленивые нечестные жадные |
хитрый жадный тщеславный |
Физкультминутка
3. Обобщение знаний учащихся по изученному произведению.
– Как вы думаете, почему каждую часть сказки П. П. Ершов начинает с эпиграфа?
– Как каждый эпиграф передаёт смысл части?
– Какие, на ваш взгляд, отрывки из первой части можно прочитать по ролям?
– Подготовьтесь к чтению по ролям. (Работа в группах.)
Чтение по ролям.
– Кто из исполнителей вам понравился больше всего?
– Чем?
– Чему учит сказка П. П. Ершова « Конёк-горбунок»?
– Как вы думаете, почему это произведение стало бессмертным?
– Чем сказка П. П. Ершова похожа на народную?
III. Итог урока.
Домашнее задание.
– Какое бы задание вам хотелось выполнить дома?
Предложения учеников.
Дети могут высказать различные предложения. учителю следует не только прислушиваться к мнениям, желаниям учащихся, но и направлять мысли учеников.
Варианты заданий:
– выполнить рисунки к наиболее понравившемуся эпизоду сказки;
– выучить отрывок, который больше всего привлёк внимание;
– проинсценировать один из отрывков и т. д.