Оборудование: четыре разноцветных листа бумаги, на которых напечатаны стихотворения о березе в различное время года: зеленый лист (летняя березка), желтый лист (осенняя березка), белый лист (зимняя березка), салатовый лист (весенняя березка); вырезанный из картона лист березы; картинки, изображающие различные времена года; четыре картинки с изображением березы в разное время года.
Ход урока
I. Организационный момент. Дети садятся по очереди, называя дни недели по порядку.
II. Основная часть урока. Беседа учителя с учениками. Назовите все времена года. Сколько времен года получилось? Назовите времена года по порядку, начиная с лета. А теперь начиная с зимы. Скажите, что следует за осенью? А что бывает перед летом? А после весны? Скажите, какое время года между летом и зимой? А какое время года бывает до зимы? «До» — это раньше или позже? Как мы можем узнать, какое сейчас время года? Можно вспомнить или посмотреть по календарю, какой сейчас месяц и по нему определить время года. Давайте вспомним названия летних месяцев. А теперь назовите зимние месяцы по порядку. А кто знает осенние месяцы? А весенние?
Но проще всего узнать, какое время года идет, посмотрев за окно. Какие изменения происходят в природе каждое время года? Назовите основные признаки лета: тепло, солнце светит ярко, бабочки летают, много цветов в поле, в лесу ягоды (картинка). После лета что наступает? Как меняется природа: листья желтеют, в лесу много грибов, часто идут дожди, небо серое, листья опадают, первый снег выпадает(картинка). После осени идет ... зима: холодно, идет снег, который покрывает всю землю и растает только весной. (картинка). После зимы наступает ... весна: снег тает, на деревьях набухают почки, из которых появляются нежные листочки, прилетают птицы, природа оживает (картинки). Сегодня мы с вами проследим, как меняется природа В разные сезоны, что происходит с деревьями, и как это описывается в стихотворениях. Посмотрите, от какого дерева этот лист? От березы. Русские поэты очень любят писать стихи о березе, они часто любуются ее красотой и называют ее ласково. Как вы думаете, как они ее называют: березка, березонька. Сейчас мы будем читать стихотворение; и вы должны догадаться по описанию березки, о каком времени года идет речь. Дети читают вслух стихотворение на зеленом листе:
Ромашками и клевером
Ковер лесной расшит,
На нем березка стройная
Как Барынька стоит!
В зеленом сарафанчике,
В косыночке цветной,
А перед ней на солнышке
Лежит ковер лесной.
В траве звенят кузнечики-
(такой стоит трезвон!)
А воздух — сладким клевером
Душистым напоен!
Волшебная картина
На радость нам с тобой:
Березка тянет веточки
Под купол голубой!
Природу подмосковную
Люби, мой юный друг, —
Тропу в лесу березовом
И этот светлый луг!
Конечно это лето! Посмотрите на картинку, где изображена березка летом. Какая березка? Летняя. А что нам помогает определить, что это лето, найдите эти слова в тексте. Далее разбирается, что такое лесной «ковер», зеленый «сарафанчик», «купол» голубой... Дети читают стихотворение еще раз с выражением.
Затем дети читают следующее стихотворение на желтом листе:
Березка белоствольная
Нарядная стоит
И желтою листвою
На солнце шелестит.
А в небе сером, пасмурном,
Прощальный сделав круг,
Летят так гордо, царственно
Журавушки на юг...
После прочтения дети рассматривают картинку с осенней березкой. Как вы догадались, что это осень? А какая это осень? Ранняя, золотая. Кто прочитает еще раз это стихотворение, красиво, с выражением?
А теперь будем читать стихотворение, которое напечатано на белом листе бумаги:
А вот стоит березка —
Вся в белых кружевах!
Снежинки, как алмазики,
Горят в ее ветвях!
В морозный день
И в солнечный,
В ненастье и в пургу
Красуется березонька
В серебряном «пуху»!
Ложатся тени синие
На снег в закатный час,
Березка в белом инее
Сверкает, как алмаз!
Это зима, значит березка какая? Зимняя. Дети находят слова в тексте, помогающие определить, что это зимнее время года. Прочитаем еще раз с выражением
У нас остался листок салат: ого цвета, интересно, а что на нем? Дети читают:
Согрело солнце вешнее
Березкин белый ствол,
Поют в лазури ласточки:
Встречайте, май пришел!
Березонька красивая
Вновь стала молодой,
Наполненная соком,
Как «живой водой»!
В сережки нарядилась
И кудри завила,
А средь ветвей — малиновка
Гнездо себе свила!
Звенят в листве комарики,
А сотни одуванчиков
Зажгли свои «фонарики»,
В нарядных сарафанчиках.
Белая березонька!
Ах, как ты хороша!
В красе твоей застенчивой
Вся русская душа!
И нет во всей Вселенной
Нам дерева милей
Березки белоствольной
Среди родных полей!
Да, это наступила весна, значит березка какая? — весенняя. Посмотрите на весеннюю березку на картинке.., Найдите в тексте слова, которые говорят о весне. Прочитаем стихотворение еще раз.
А теперь расставьте картинки с березками по порядку На первом месте будет стоять осенняя березка, затем - зимняя, весенняя и летняя. Один ребенок у доски расставляет картинки, остальные дети четко проговаривают березка какая? — осенняя, зимняя, весенняя, летняя.
Далее учитель показывает детям картинку с изображением летней березки, а ученики должны найти стихотворение, которое ее описывает, и прочитать его с правильной интонацией. Потом учитель показывает осеннюю и зимнюю березки, дети так же находят и читают соответствующие стихотворения, отрабатывая технику и выразительность чтения. А в конце дети читают стихотворение о весенней березке по цепочке, то есть каждый ученик по одной строчке.
III. Итог урока: Что мы сегодня с вами проходили? Описание березки в разное время года, зимняя, весенняя, летняя и осенняя березка...