Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Ключевые вопросы урока:

Что я понял для себя, прочитав произведение Гайдара? Какую главную мысль вынес? Что хотел мне сказать автор?


Материалы/ Ресурсы/ Использование технологии:

Распечатанный текст – отрывки из произведения Гайдара;

портрет А.Гайдара: иллюстрации к повести "Тимур и его команда".

Использовались элементы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Умения по подходам к учению: умение безошибочно читать и понимать прочитанный текст; прогнозировать развитие событий; умение искать решение в проблемной ситуации; развитие коммуникативных навыков и умения работать совместно с другими; умение вести дискуссию; умение убедительно формулировать свою точку зрения; умение слушать и слышать точку зрения, отличную от своей собственной.

 

Краткий план урока.

Оргмомент.

Беседа об А.П.Гайдаре

Постановка темы и целей урока, формулирование ключевого вопроса.

Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Чтение отрывков из текста и прогнозирование последующих событий.

Постановка проблемного вопроса и поиск решения проблемы.

Физминутка.

Погружение в историческое время. Рассказ о литературных интересах детей предвоенных лет.

Составление и анализ "лестницы ценностей" ребят из команды Тимура и шайки Квакина. Размышление о причинах распространения Тимуровского движения.

Дискуссия.

Поиск путей практического выхода.

Возвращение к ключевому вопросу, подведение итогов урока.

Выставление оценок, формулирование дифференцированного домашнего задания.

План – конспект урока

Оргмомент.

Беседа об А.П.Гайдаре.

На доске – портрет Гайдара.

- Узнали ли вы этого человека? Кто он? Что вы знаете о нём? Каким человеком он был?
Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы
Как бесконечную игру.
Он никогда не будет стар,
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар
В шинель походную одетый.

3. Постановка темы и целей урока, формулирование ключевого вопроса.

Сегодня мы проводим обобщающий урок по прочитанным отрывкам из книги Гайдара «Тимур и его команда».

Если, прочитав книгу, вы откладываете её в сторону и забываете про неё, значит, читали вы её зря. Читаем мы с пользой, если, прочитав, задумываемся и задаём себе вопросы. Какие вопросы можно задать себе, прочитав какую-нибудь книгу?

/Что я понял для себя?

Какую главную мысль вынес?
Что хотел сказать мне автор?/
Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

Игра "Да – нет". Узнаем героя, задуманного ассистентом, задавая вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет".

Проверка качества домашнего чтения.
- Какие дела Тимуровской команды запомнили
Каждая команда получает иллюстрацию к отрывкам из повести.
Команда обсуждает, один представитель выходит и рассказывает событие, описанное на иллюстрации. Иллюстрацию оставляем на доске.
- Какие дела команды здесь не проиллюстрированы?

5. Чтение отрывков из текста и прогнозирование последующих событий.

В конце повести Женя попадает в беду. Давайте прочитаем об этом.

Читаем первый отрывок.

- Что Женя чувствует сейчас? Как по-вашему, она поступит?

Читаем второй отрывок.

- Оправдались ли наши предположения? Кому она звонит? Будет ли Тимур помогать ей?

Читаем третий отрывок.

Постановка проблемного вопроса и поиск решения проблемы.

Представьте, что вы – Тимур. Вы не можете оставить без помощи человека, попавшего в беду и так остро нуждающегося в вашей помощи. Что же можно предпринять?

Обсуждение в группах и поиск решения проблемы. Выступление представителей групп.

Молодцы, я горжусь вами. Вы бы обязательно нашли выход и помогли Жене. А как вы думаете, смог ли это сделать Тимур? Хотите ли узнать это?

Читаем четвертый отрывок.

Физминутка.

Мы с вами говорили о том, что такое команда. Это группа людей, объединённая общим делом, направленным на помощь людям. Внутри команды существуют дружеские и товарищеские отношения. Давайте в качестве физминутки выполним упражнение, вырабатывающее такие командные отношения.

Упражнение "Гомеостат". ( Не пользуясь речью, нужно выбросить одинаковое количество пальцев одной руки за меньшее количество попыток)

Поздравляю вас, у вас получилось! А это значит, что в эти 3 минуты вы были командой. Надеюсь, что вы останетесь ею и выйдя с этого урока.

Погружение в историческое время. Рассказ о литературных интересах детей предвоенных лет.

Знаете ли вы, что любили читать и смотреть ребята предвоенных, 40-х годов? Ваши сверстники зачитывались романами и повестями Ж.Верна, Л.Стивенсона. Они мечтали оказаться на месте 15-летнего капитана, помогать детям капитана Гранта в поисках их пропавшего отца, отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта. По 5-10 раз они смотрели фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтая биться вместе с Красной Армией против белогвардейцев. Мальчишки хотели бороться со стихией в условиях Заполярья, как это делали герои полярники из фильма «Семеро смелых».

Повесть Гайдара началась печататься в газете "Пионерская правда" в 1940 году. И в том же году Тимуровское движение стало массовым. Миллионы мальчишек и девчонок начали подражать Тимуру. Они организовывали отряды, и помощь приходила ко всем, кто нуждался в ней. Движение оставалось мощным и в течение всех военных лет и несколько десятков лет после войны.

9.Составление и анализ "лестницы ценностей" ребят из команды Тимура и шайки Квакина. Размышление о причинах распространения Тимуровского движения.

- Итак, о чём же мечтали ребята тех лет? (по материалам моего рассказа и чтения повести "Тимур и его команда")
Дети называют, а я фиксирую на доске слова:

Романтика
Героизм
Тайна
Помощь людям
Самостоятельность

Давайте составим "лестницу ценностей" для ребят из команды Тимура и шайки Квакина, ведь все они были детьми одного поколения и мечтали во многом об одном и том же.

Как вы думаете, глядя на эту схему, почему именно Тимуровское, а не «Квакинское» движение?
А совершали ли вы когда-нибудь поступок, похожий на дела Тимура и его команды? Помогли ли вы когда-нибудь тому, кто нуждался в вашей помощи? Что вы чувствовали при этом?

10 Дискуссия.

Как называются люди, думающие только о себе и живущие только для своего удовольствия? Легко ли жить рядом с такими людьми?
А кто знает, как называются люди, которые думают о других и помощи им больше, чем о себе и своих потребностях? (Вводим понятие «альтруист»)
Как же можно назвать Тимура, а как – Квакина?
А как вы думаете, для самого человека лучше быть эгоистом или альтруистом?
Класс делится на две группы в зависимости от занятой точки зрения. Группы обсуждают наиболее убедительные аргументы. Проводим дискуссию, делая по одному или два хода (в зависимости от времени и количества аргументов)
Каждый имеет право на своё собственное мнение. Я думаю, что жизнь с течением времени поправит, а может, и совсем изменит мнение некоторых .

11. Поиск путей практического выхода.

Как вы думаете, нужна ли кому-нибудь помощь тимуровцев сейчас?
А реально ли это? Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи?
(Продумываем пути помощи тем, кому нужна помощь: открытки и поздравления ветеранам войны, помощь игрушками, вещами и письма ребятам из детского дома и т.д.)

12. Возвращение к ключевому вопросу, подведение итогов урока.

Давай те попробуем ответить на ключевые вопросы урока. Что же хотел сказать нам автор, создав эту повесть?

Если сегодня вам удалось услышать других людей, попытаться подумать не только о себе и своих потребностях, но и о других людях, их нуждах, это значит, что наш с вами урок прошёл не зря. Это значит, что за это короткое время вы повзрослели.

Выставление оценок, формулирование дифференцированного домашнего задания:

группа: найти и записать объяснение понятия "альтруист"

группа: записать названия других произведений Гайдара, чтобы рекомендовать их для внеклассного чтения ребятам

группа: творческий пересказ прочитанных в классе отрывков от лица Тимура (мальчики) и от лица Жени (девочки)

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru