Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Учебные задачи:

ввести в круг чтения сказки Дж. Харриса;

учить сравнивать сказки зарубежных писателей и русские на­родные сказки;

учить выделять и называть героев сказок;

учить рассказывать сказочные истории.

Учебные умения:

правильно называть сказку;

соотносить заголовок с темой;

сравнивать героев сказок;

выполнять творческие задания.

Учебный материал: книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса», тексты отдельных историй (по выбору учителя).

Дж. Харрис

Сказки дядюшки Римуса

Перевод с английского и обработка М. Гршензона

Братец Лис и Братец Кролик

Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижи­не дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик си­дит рядом со стариком.

Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в морщинистое ласковое лицо.

И вот что услышала мама:

Гонялся, гонялся Братец Лис за Братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик и так и этак ловчил­ся, чтобы Лис его не поймал.

Ну его совсем, — сказал Лис.

И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь, вот он ска­чет по дороге — гладкий, толстый и жирный Кролик!

Эй, там, погоди, Братец Кролик! — сказал Лис.

Некогда мне, Братец Лис.

Мне с тобой поболтать охота, Братец Кролик.

Ладно, Братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох! — так сказал Кролик.

Я видел вчера Братца Медведя, — сказал Лис. — Он такую мне трепку задал за то, что мы с тобой все не ладим. «Вы, гово­рит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.

Тут Кролик поскреб лапкой за ухом — вроде как от радости, встал и говорит:

Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да женушка с ребятками по­шарят, уж найдут, чем тебя угостить.

Я с удовольствием, — сказал Лис.

Ну, я буду ждать, — сказал Кролик.

Домой пришел Братец Кролик грустный-грустный.

Что с тобой, муженек? — спрашивает Матушка Крольчиха.

Завтра в гости обещался прийти Братец Лис, — говорит Кролик. — Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.

На другой день Братец Кролик и Матушка Крольчиха встали ранехонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, морко­ви и спаржи, состряпали знатный обед.

Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:

Ой, мама! Ма! Братец Лис идет!

Тогда Кролик — живо детишек за уши и усадил их, а сам с Ма­тушкой Крольчихой — у дверей: ждут Братца Лиса.

Ждут они, ждут — не идет Лис.

Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь поти­хонечку. Смотрит — из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:

Если миску уронить —

Разобьется миска.

Если близко лисий хвост —

Значит, близко Лиска.

Вот пообедали Братец Кролик, и Матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит Братец Еж и го­ворит:

Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы Братец Кролик завтра пришел к нему на обед.

Солнышко поднялось совсем высоко, тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит — стонет кто-то. В дверь заглянул и видит — сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый.

Глянул Кролик по сторонам — нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.

Никак, на обед у тебя курочка, Братец Лис? — говорит Кролик.

Да, Братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая! — говорит Лис.

Тут Кролик разгладил усы и сказал:

Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.

Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждет Лиса.

Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло — и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:

Эй, Братец Лис! Вот я тут положил на пенек укроп. Бери скорей, пока не увял!

Так он крикнул и поскакал дальше. А Лис его не поймал.

 

Комментарии к уроку

Слушание, беседа:

Кто рассказывает эту сказку?

Что можно сказать о героях сказки? Какие они: злые, доб­рые, забавные?

Какими вы их представляете? Расскажите.

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Творческая работа: придумать историю с Братцем Кроли­ком и Братцем Лисом и нарисовать иллюстрацию.

Работа по рубрике «Книжная полка».

Рекомендации: найти и рассмотреть книгу Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»; прочитать одну историю.

На заметку учителю.

Джоэль Чендлер Харрис (1848—1908) — изве­стный американский писатель. Родился в штате Джорджия на юге страны. Он изучал фольклор североамериканских негров. В 1881 году вышла книга Харриса «Дядюшка Римус, его песни и поговорки. Фольклор старой плантации». А за ней — новые книги: «Вечера с дядюшкой Римусом», «Мистер Кролик дома» «Дядюшка Римус и Братец Кролик». Позже эти забавные истории были собраны в одной книге «Сказки дядюшки Римуса», которая знакома читателям и в нашей стране.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru