Учебные задачи:
воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, ее истории;
познакомить с понятием «стихотворение» (жанр);
расширять читательский опыт.
Учебные умения:
выделять и называть фамилию автора и заголовок произведения;
выделять слова и предложения, говорящие об отношении автора к Родине;
высказывать свое отношение к Родине.
Учебный материал: стихотворение С. Дрожжина «Привет».
С. Дрожжин
Привет
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
Комментарии к уроку
Слушание стихотворения С. Дрожжина «Привет».
Беседа после слушания (вопросы к тексту).
Формирование читательских умений с применением моделирования.
Учитель учит детей моделированию, шаг за шагом объясняя и показывая, как составить модель обложки к стихотворению. Пример фрагмента этого этапа урока:
Учитель: Возьмем лист бумаги и покажем, что я вам читала. (Дети берут листочки и кладут их перед собой.)
Учитель: Договоримся: когда мы читаем стихотворение, будем рисовать треугольник. Вот так.
Каждый ребенок рисует на своем листке.
Учитель: Покажите.
Дети показывают свои работы.
Учитель: О чем это стихотворение?
Дети высказывают свои варианты ответов.
Учитель: Правильно. Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок на модели красным цветом.
Все закрашивают красным цветом.
Учитель: Почему вы закрасили красным цветом?
Дети объясняют свои ответы.
Учитель: А кто написал это стихотворение о Родине? Вы не знаете, а я вам скажу. Это стихотворение написал С. Дрожжин. Давайте покажем на модели. Фамилию автора договоримся показывать рамочкой в верхней части модели. Вот так. (Учитель показывает, как надо делать.) Какое слово здесь «спряталось»? Прочитаем. Поставьте пальчик и вместе со мной читаем: Дрожжин. Это фамилия поэта. Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт?
Дети подбирают варианты заголовков.
Учитель: Поэт Дрожжин так озаглавил свое стихотворение: «Привет». Почему? Послушайте. (Учитель читает стихотворение, выделяя голосом слова: «Привет тебе, мой край родной...»)
Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу рамочку. Это заголовок. (Показывает на белом листе.) Получается вот такая модель.
Какое слово здесь «спряталось»? Прочитаем. Дети вместе с учителем прочитывают слово «Привет».
Учитель: Мы познакомились со стихотворением Дрожжина «Привет». Хотите еще послушать?
Повторное слушание стихотворения.
Работа с произведением:
Учитель: К кому обращается С. Дрожжин? (К краю родному, к родному народу)
Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему?
Дети обосновывают свои ответы.
Учитель: Что любит автор? (Дети называют свои варианты.)
Учитель зачитывает и записывает на доске слова: леса, река, поля.
Упражнения в чтении по учебнику и тетради.
Самостоятельная работа детей в тетради. (Эту работу можно выполнять, если есть время.)
Работа с произведением (итог урока):
Что вы сегодня слушали?
О чем это стихотворение? (Учитель добивается полных ответов.)
Кто написал это стихотворение? Покажите на модели фамилию автора и произнесем: «Дрожжин».
Покажите заголовок и прочитаем: «Привет».
Мы работали со стихотворением Дрожжина «Привет».
На заметку учителю. Каждый ребенок работал на листочке (моделировал, рисовал и писал) — этот листочек является результатом его труда. К труду каждого первоклассника с первых уроков следует относиться с великим уважением. Поэтому каждый урок литературного слушания советуем заканчивать обобщением и составлением книжки- самоделки, обложку которой выполняет учитель (модель первой страницы обложки с указанием печатными буквами фамилии автора и заголовка, темы и жанра — с помощью «заместителей»), а страницами этой книги станут листочки детей. С первого урока создавайте вместе с детьми «библиотечку развития». Эта первая книжка встанет на полку в «уголке чтения».
9. Рекомендации для самостоятельной работы (по выбору детей):
найти книгу со стихами о Родине;
найти книгу о Родине;
выполнить рисунок «Наша Родина».
Обратите внимание.
Учитель должен дать детям алгоритм составления модели. Дети эту работу делают с удовольствием, но само моделирование не главное в уроке. Главное — выполнение с помощью модели задач урока — формирование первоначальных читательских умений.