Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Учебные задачи:

воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, ее истории;

познакомить с понятием «стихотворение» (жанр);

расширять читательский опыт.

Учебные умения:

выделять и называть фамилию автора и заголовок произве­дения;

выделять слова и предложения, говорящие об отношении ав­тора к Родине;

высказывать свое отношение к Родине.

Учебный материал: стихотворение С. Дрожжина «Привет».

С. Дрожжин

Привет

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

Комментарии к уроку

Слушание стихотворения С. Дрожжина «Привет».

Беседа после слушания (вопросы к тексту).

Формирование читательских умений с применением моде­лирования.

Учитель учит детей моделированию, шаг за шагом объясняя и показывая, как составить модель обложки к стихотворению. Пример фрагмента этого этапа урока:

Учитель: Возьмем лист бумаги и покажем, что я вам читала. (Дети берут листочки и кладут их перед собой.)

Учитель: Договоримся: когда мы читаем стихотворение, будем рисовать треугольник. Вот так.

Каждый ребенок рисует на своем листке.

Учитель: Покажите.

Дети показывают свои работы.

Учитель: О чем это стихотворение?

Дети высказывают свои варианты ответов.

Учитель: Правильно. Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок на модели крас­ным цветом.

Все закрашивают красным цветом.

Учитель: Почему вы закрасили красным цветом?

Дети объясняют свои ответы.

Учитель: А кто написал это стихотворение о Родине? Вы не знаете, а я вам скажу. Это сти­хотворение написал С. Дрожжин. Давайте пока­жем на модели. Фамилию автора договоримся показывать рамочкой в верхней части модели. Вот так. (Учитель показывает, как надо делать.) Какое слово здесь «спряталось»? Прочитаем. Поставьте пальчик и вместе со мной читаем: Дрожжин. Это фамилия поэта. Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворе­ния поэт?

Дети подбирают варианты заголовков.

Учитель: Поэт Дрожжин так озаглавил свое стихотворение: «Привет». Почему? Послушайте. (Учитель читает стихотворение, выделяя голосом слова: «Привет тебе, мой край родной...»)

Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу рамочку. Это заголовок. (Показывает на белом листе.) Получается вот такая модель.

Какое слово здесь «спряталось»? Прочитаем. Дети вместе с учителем прочитывают слово «Привет».

Учитель: Мы познакомились со стихотворением Дрожжина «Привет». Хотите еще послушать?

Повторное слушание стихотворения.

Работа с произведением:

Учитель: К кому обращается С. Дрожжин? (К краю родному, к родному народу)

Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему?

Дети обосновывают свои ответы.

Учитель: Что любит автор? (Дети называют свои варианты.)

Учитель зачитывает и записывает на доске слова: леса, река, поля.

Упражнения в чтении по учебнику и тетради.

Самостоятельная работа детей в тетради. (Эту работу мож­но выполнять, если есть время.)

Работа с произведением (итог урока):

Что вы сегодня слушали?

О чем это стихотворение? (Учитель добивается полных ответов.)

Кто написал это стихотворение? Покажите на модели фа­милию автора и произнесем: «Дрожжин».

Покажите заголовок и прочитаем: «Привет».

Мы работали со стихотворением Дрожжина «Привет».

На заметку учителю. Каждый ребенок работал на листочке (модели­ровал, рисовал и писал) — этот листочек является результатом его тру­да. К труду каждого первоклассника с первых уроков следует относить­ся с великим уважением. Поэтому каждый урок литературного слушания советуем заканчивать обобщением и составлением книжки- самоделки, обложку которой выполняет учитель (модель первой стра­ницы обложки с указанием печатными буквами фамилии автора и заго­ловка, темы и жанра — с помощью «заместителей»), а страницами этой книги станут листочки детей. С первого урока создавайте вместе с деть­ми «библиотечку развития». Эта первая книжка встанет на полку в «уголке чтения».

9. Рекомендации для самостоятельной работы (по выбору детей):

найти книгу со стихами о Родине;

найти книгу о Родине;

выполнить рисунок «Наша Родина».

Обратите внимание.

Учитель должен дать детям алгоритм составления модели. Дети эту работу делают с удовольствием, но само моделирование не главное в уроке. Главное — выполнение с помощью модели задач урока — формирование первоначальных читательских умений.



 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru