Учебные задачи:
• выявить прежний читательский опыт (знание малых жанров фольклора);
• познакомить с малыми жанрами фольклора;
• учить различать скороговорки, загадки, заклички, считалки.
Учебные умения:
• загадывать загадки и читать скороговорки;
• различать малые жанры фольклора (загадка, считалка, песня, закличка, скороговорка).
Учебный материал: произведения фольклора (народная песня, считалка, загадка, закличка, скороговорка).
Березонька (народная песня)
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки;
На тебе, березонька,
Листья зеленые;
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.
Считалка
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам друг
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы попросим:
«Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Мишенька, води.
Загадки
Заря-зарница,
Красная девица.
По миру (по свету) ходила,
Слезы (ключи) обронила;
Месяц видел,
Солнце скрало.
(Роса)
Лежал, лежал —
Да в речку побежал. (Снег)
Не царь по природе,
А ходит в короне.
(Петух)
Закличка
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи.
Выйду на крылечко,
Дам огуречка...
Дам и хлеба каравай,
Сколько хочешь понуждай.
СКОРОГОВОРКА
Шел баран Вырвал травку,
По крутым горам, Положил на лавку.
Комментарии к уроку
1. Выставка книжек-самоделок «Стихи о Родине» и рисунков о Москве. Дети называют изученные стихи и рассказ, называют фамилии авторов.
2. Работа с народной песней «Березонька»: слушание, беседа после чтения, составление модели.
—Вы услышали стихи, которые стали народной песней.
— О чем эта песня? Почему это стихотворение можно назвать песней?
— Кто автор народной песни?
Народные песни передаются от старших к младшим, поэтому у них нет фамилии автора.
— О чем эта песня? (О родной природе.)
3. Работа по учебнику и тетради. Упражнение в чтении. Слова: береза, березонька, березка, березняк.
Отрывок:
Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая!
4. Повторное слушание песни.
5. Работа со считалкой, загадками, закличкой, скороговоркой (по выбору учителя):
• слушание детьми произведений;
• определение жанров (чем различаются произведения, что общего, как называется жанр).
• вывод: вы услышали маленькие произведения, в которых есть свои особенности: загадка содержит вопрос, считалка содержит счет, скороговорка учит быстро говорить, закличка — это короткая песенка-просьба;
• игра «Что это?». (Дети слушают чтение учителя и определяют жанр. Они говорят: «Это загадка. В ней есть вопрос. Нужно найти отгадку» и т. д.)
6. Упражнение по выявлению читательского опыта. (Дети читают наизусть знакомые загадки, считалки, скороговорки и т. д.)
7. Рекомендации (по выбору учащихся):
• найти книгу с загадками, считалками, скороговорками;
• нарисовать иллюстрацию к народной песне «Березонька»;
• выполнить задания в тетради (по желанию).
На заметку учителю. Среди произведений устного народного творчества выделяется целый пласт малых жанров фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки. «Гимнастикой ума» называл К.Д. Ушинский загадки. Малые формы фольклора имеют большое воспитательное значение. Так, колыбельные песни покоряют нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички, приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни; считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь. Считалка, загадки, закличка, скороговорка предлагаются для расширения читательского кругозора детей.