Цели урока:
1. Познакомить с творчеством Ф.И. Тютчева, раскрыть идею и смысл стихотворения.
2. Совершенствовать навык чтения; учить находить красочные средства изображения; расширять и активизировать словарь детей.
3. Формировать личностное видение мира, прививать любовь к природе.
Оборудование: учебник «Родная речь», кн. 2, часть I; репродукция картины А.К. Саврасова «Радуга»; грамзапись П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
I. Оргмомент
(Звучит грамзапись пьесы «Весна» П.И. Чайковского)
1. Беседа эмоционально-оценочного характера
- Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили себе, пока слушали? (Мы услышали журчанье ручья, пенье птиц, шум дождя и далекие раскаты грома. Мы представили себе яркий солнечный день в лесу. Птички вьют гнезда. По полянке течет ручей. Снег почти стаял. И т.д.)
- Может быть, кто-то узнал пьесу? Это П.И. Чайковский, его музыкальная пьеса «Весна». Вы, конечно, догадывались, что я совсем не случайно поставила сегодня эту запись.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться находить те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа.
II. Подготовка к восприятию нового произведения
1. Рассказ учителя о поэте и времени его творчества.
- Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Федором Ивановичем Тютчевым. Жил Федор Иванович более ста лет назад. Он очень любил родную природу и воспевал ее в своих произведениях. Однако более двадцати лет Тютчев служил на чужбине. Немецкий и, главным образом, французский становятся языком его службы, его любви, его семьи. Русский же язык был, по выражению
И. Аксакова, «изъят из ежедневного общения». Поэтому «русская речь стала для Тютчева чем-то заветным, он не тратил ее по мелочам бытового общения, а берег нетронутой для своей поэзии». По-русски творилось, как оказалось, главное дело его жизни – стихи. «Стихотворения, присланные из Германии», были написаны по-русски и для России. «Я более всего любил в мире: отечество и поэзию», - говорил Тютчев.
2. Словарная работа.
- Ребята, стихотворение, которое мы будем читать сегодня, называется «Люблю грозу в начале мая». Как вы уже знаете, поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны. Давайте поговорим о некоторых из них.
- Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс – бог дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса, или как его называет Тютчев Зевéса, была Геба – богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия. Напиток наливали в кубок. А поскольку Геба – богиня юности, то и сама любила играть, веселиться, шутить и подшучивать над другими. Зевéсов орёл – любимая птица бога, которая во всем ему помогала.
- Боги-люди были исполинами. Что это значит? (Это значит, что они были великанами. Огромными, могучими.)
III. Первичное чтение теста
Цель: создать целостное восприятие текста; дать образец выразительного чтения.
IV.Проверка первичного восприятия
- Что вас в стихотворении удивило? (Как точно поэт описывает первую весеннюю грозу.)
- Что запомнилось больше всего? (Строчки о Гебе.)
- Теперь возьмите карандаши и, отмечая не понятные вам слова, читайте стихотворение вполголоса. (Перлы, гам, шум нагорный, кубок.).
V. Повторное чтение
Цель: совершенствовать навык чтения: вполголоса самостоятельно, вслух по цепочке.
Словарная работа
- Какие слова вам показались непонятными?
Перлы – жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.
Гам – гул, гудение, крик птиц.
Шум нагорный – гул, шум воды в горах.
Кубок – питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.
- Какой же кубок пролила Геба? (Огромный. Такой, что пошёл очень сильный дождь.)
- Почему кубок «громокипящий»? (Он с громом опрокинулся из рук Гебы. На земле сразу прогремел гром.)
VI. Анализ произведения
Цель: учить видеть красивое в природе; учить находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы.
- Прочитайте, как Тютчев описывает гром в первом четверостишии. Но ведь гром – явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто это может делать? А если поэт наделяет этими качествами явления природы, что он таким образом делает? (Он одушевляет явления природы, делает их живыми существами.)
- Как грохочет гром? Найдите ответ и прочитайте.
(Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и игра,
Грохочет в небе голубом.)
- Кто может резвиться и играть? (Ребёнок.)
- Что еще необычного вы заметили в первом четверостишии? (Гром становится героем стихотворения.)
- Правильно у Тютчева гром – разумное, одушевленное, существо, такое же, как и человек.
- Что нам говорит о том, что гроза будет короткой? (Гром грохочет в небе голубом.)
- Да, когда летом бывает гроза, небо темнеет, и вокруг все становится темным. А в мае гроза бывает короткой, мимолетной, поэтому небо не успевает потемнеть. Гроза, как и гром только пробуждают свою силу.
- Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром – маленький ребенок. Какие слова об этом говорят? (Гремят раскаты молодые…)
- Что значит молодые раскаты? (Несильные, короткие)
- Какие слова в этом куплете говорят, что гроза первая майская. (Солнце в небе светит, хотя идет гроза.)
- Какие нити золотит солнце? (Часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя она блестит на солнце и кажется золотой.)
- Да, нити – это золотые солнечные лучи, а перлы – жемчужины, висящие на ниточках.
- Перлы – старое слово, оно и для поэта XIX века уже было старым. Попробуем заменим его другими, близкими словами? Получается что-нибудь?
(Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли жемчужины дождевые,
И солнце нити золотит.)
- Слово жемчужины тоже красочное, но не подходит к стихам, нарушает ритм четверостишия. А слово перлы создает целый поэтический образ, и заменить его нельзя.
- Прочитаем третье четверостишие.
- Как природа встречает весеннюю грозу? (Природа встречает весеннюю грозу с радостью.)
- Докажите. (Все вторит весело громам… Птицы повторяют раскаты грома, их повторяют лес и горы.)
- Какое слово доказывает, что дождь был все-таки сильный? (Поток. С горы бежит поток проворный.)
- Представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (Радость, хочется бегать, запускать в ручье кораблики, играть и петь.)
- Наверное, поэтому Федор Иванович в последнем четверостишии пишет о богине. Как он ее называет? (Ветряная Геба)
- Но разве ветрами повелевает Геба? Ветряная в этом случае у поэта означает легкомысленная, шаловливая. Найдите слово, которое доказывает мои слова. (Слово смеясь.)
- Прочитаем стихотворение целиком. Какой звук повторяется чаще других? (Звук [р] – гроза, гром, грохочет, резвятся, играя, нагорный, пролила. Этот звук – резкий, грохочущий, такой же, как гром.)
- Правильно. Звук [р] также еще и звонкий, он соответствует настроению стихотворения.
- На особую торжественность стихотворения, желание автора возвысить описываемое указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются поэтом специально в этих целях. Найдите эти слова. (Это слова перлы, нагорный, Геба, Зевесова, кубок громокипящий.
- Ребята! Представьте себе, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?
(Голубое небо, солнечные лучи, блестящие капли.
Яркую траву, черную землю, солнце.
Федора Ивановича Тютчева, который стоит у окна и смотрит на дождь, лужи, деревья.
Детей, которые после дождя шлепают по лужам и пускают кораблики.
Луг с цветами. Свежую мокрую травку едят маленькие телята.)
- Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)
Сейчас мы рассмотрим репродукцию картины «Радуга» замечательного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова. В картине художнику удалось поэтично раскрыть красоту омытой дождем деревни, со стоящими на пригорке избами и сараями, с выложенной по склону лесенкой, с ярко протоптанными на зеленой траве тропинками. Мы видим еда заметную фигуру женщины, возвращающейся от реки с ведрами на коромысле. Небо еще затянуто остатками туч, но уже озарено поднявшейся над пригорком радугой. Она гармонично сливается с красками всего пейзажа.
- Подумайте, может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение Тютчева? (Может. Эта картина – яркая. На ней нарисована радуга. А радуга бывает после дождя.)
- Что в картине говорит нам о том, что дождик только что закончился? (На улице никого нет. Все спрятались от дождя. Только одна женщина идет с ведрами. Лестница очень мокрая, сырая. На небе есть еще тучки.)
- Как раскрывает красоту омытой дождем деревни художник? (Очень красиво, замечательно, великолепно, превосходно.)
- Можно ли сказать об этой картине, что она поэтична? (Да.)
VII. Подготовка к выразительному чтению
- Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Читать надо не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова. Делать паузы. И т.д.)
- Правильно. Возьмем карандаши т очень аккуратно подчеркнем слова, которые будем выделять при чтении. Там, где мы будем делать паузы, поставим знак: «/». Разберем первую строчку. Какие слова нужно выделить? (Люблю, грозу.)
- Во второй строчке? (Первый гром, чтобы подчеркнуть звук [р].)
- В третьей строчке? (Резвяся и играя, чтобы подчеркнуть, что это добрый гром.)
- В четвертой? (Грохочет.)
- В каком темпе мы будем читать стихотворение? (Читать надо так, как идет дождь или гремит гром, радостно.)
- Теперь расставим паузы:
Люблю грозу в начале мая /,
Когда весенний /, первый гром /,
Как бы резвяся и играя /,
Грохочет в небе голубом //.
- Остальное стихотворение разберите самостоятельно.
- А теперь объявляется конкурс чтецов.
VIII. Итог урока
- С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?
- Какую картину вы рассматривали? Кто ее написал?
- Какое музыкальное произведение слушали в начале урока?
IX. Задание на дом: выучить стихотворение наизусть.