Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цели:

1.Познакомить детей с творчеством Ю.И. Коваля.

2. Развивать внимательность, речь, мышление.

3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к литературе.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, конспект.

 

Ход урока

I. Организация начала урока

II. Проверка домашнего задания

- Ребята, давайте проверим домашнее задание. Что вам нужно было сделать дома? (Нам нужно было научиться читать выразительно текст)

- Начинаем читать по цепочке.

- Молодцы! А теперь давайте проведём с вами небольшую разминку.

1) тренировка чтения гласных звуков нараспев:

и-э-а-о-у-ы

иэ-иа-ио-иу-иы

эи-эа-эо-эу-эы

ои-оа-оэ-оу-оы

2) тренировка чтения согласных звуков:

пу-по-па-пэ-пи-пы

ту-то-та-тэ-ти-ты

ру-ро-ра-рэ-ри-ры

III. Подготовка к чтению рассказа.

Рассказ учителя об авторе

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Юрия Иосифовича Коваля. Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.

Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.

Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети. (Во время рассказа дети видят портрет писателя, обращаем внимание на выставку книг.)

Сегодня мы познакомимся с его произведением, которое называется «Соловьи». Послушайте.

IV. Первичное чтение, проверка восприятия рассказа

(Читает выразительно учитель.)

- Ребята, вам понравилось это произведение?

- Чем вам понравился рассказ? (В тексте описывается природа.)

- А о чём или о ком говорится в тексте? (В тексте говорится о соловьях, которые сопровождали своим пением главного героя, когда он шёл на рыбалку.)

- Кто главные герои? (Главный герой – автор.)

- Почему так назван рассказ? (Рассказ назван так, потому что в нём говорится о соловьях.)

Словарная работа.

- Ребята, при чтении рассказа вы услышали незнакомые или непонятные слова? Какие это слова? (Почин, язь, соловьиные колена, юлиная стукотня и др.)

- Запишем в словари  некоторые слова и их значение:

почин – начало;

язь – рыба из семейства карповых;

Соловьи передают меня из рук в руки, т.е. один другому. Прошёл автор мимо одного соловья, запел другой. И так всю дорогу к озеру.

приозёрный – то есть  соловей, который живёт при озере или другими словами –  рядом с озером.

V. Повторное чтение рассказа детьми по частям. Анализ содержания

- Прочитаем первую часть рассказа.

- Почему спешит автор рассказа? Прочитайте. («А я бегу – боюсь опоздать на утренний клёв».)

- Что значит утренний клёв? (Утром рыба ловится лучше. Днём, в жару рыба клевать уже не будет.)

- Что слышит Ю.И. по пути к озеру? (Он слышит, как поют в лесу соловьи.)

- Прочитайте, какими словами писатель передаёт пение соловьёв. –

«Пуль, пуль, пуль, пуль!»

«Клы, клы, клы, клы, клы!»

«Плен, плен, плен, плен!»

- А вам когда-нибудь доводилось слышать соловья или пение другой птички? Если да, то расскажите где и когда. (Мне доводилось слышать пение соловья летом у бабушки в деревне. А я слышал пение птички в парке.)

- Похоже описывает пение соловья писатель? (Да.)

- Как вы думаете, как нужно читать те строчки, которые являются звукоподражанием: медленно или быстро? (Быстро. Так как будет больше похоже на пение птиц.)

- Что вам подсказывает в самом тексте, что надо читать звукоподражание быстро? (Восклицательные знаки.)

- Попробуем прочитать этот отрывок выразительно.

Физкультминутка.

Прочитаем вторую часть рассказа.

- Как автор описывает пение соловья, который спрятался в середине ольхи? Прочитайте. («… и летят мне вдогонку соловьиные колена и кольца: пульканье, клыканье, пленьканье, дробь, раскат, колокольца, летний громок, и юлиная стукотня».)

- Как вы понимаете эти строчки? (Писатель пытается передать соловьиную песню.)

- Есть ли такие слова как пульканье, клыканье, пленьканье? (Нет, их придумал автор, чтобы описать соловьиную трель.)

- Да, а выражение «соловьиные колена и кольца» означает переливы, которые издаёт соловей. «Дробь, раскат, колокольца» тоже можно услышать в пении соловья. Как вы это понимаете? (Песенка соловья звучит иногда как дробь и как раскат, т.е. звуки как бы посыпались, раскатились.)

- С чем ещё сравнил писатель соловьиную трель? (С летним громком и юлиной стукотнёй.)

- Почему Ю.И. употребил именно эти слова? (Наверное он хотел показать, что иногда в пении соловья слышится небольшой гром, писатель  сказал очень точно – громок. И что-то стучит, как юла, когда она кружится и падает.)

- Как вы думаете, Ю.И. восхищается пением соловьёв? Какие строчки показывают это? Прочитайте. «Да что же это – голова крýгом! Впереди – пульканье, сзади – клыканье!» И т.д.

- Если бы герой не бежал бы всё время, а просто стоял в лесу и слушал соловьёв, впечатление изменилось бы? А почему? (Впечатление изменилось бы. Если главный герой шёл бы медленно, то можно было бы уловить все звуки. А так, возможно, он не услышал всех звуков.)

Прочитаем третью часть рассказа.

- В каком месяце происходит действие рассказа? Найдите в тексте предложение, которое может подсказать это? («А черёмуха цветёт, осыпается на чёрную дорогу… » Черёмуха цветёт в середине мая.)

- Прочитайте, как описывает автор пение приозёрного соловья? («А новый певец, приозёрный уже… »)

- Помогают ли вам слова, придуманные автором, представить пение соловьёв? (Да, помогают.)

- Посмотри, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой? (В каждой паре слова отличаются одной буквой:

пулькает-булькает,

клыкает-клокает,

пленькает-плинькает.)

- Как ты думаешь, зачем писатель пользуется такими парами? (Чтобы лучше передать разнообразные звуки, которые издают при пении соловьи.)

- О каких бусах идёт речь в рассказе? (Это новое сравнение, которое придумал автор, чтобы описать соловьиную трель. Она прозвучала так, как будто по поверхности озера рассыпались бусы.)

- Что тебе лучше помогает представить пение соловья: звукоподражание, которое придумал писатель, или образ рассыпавшихся по поверхности озера бус? (Оба приёма, и звукоподражание, и рассыпавшиеся бусы.)

- Почему, автор так отозвался о соловье: «Так холодом и ошпарит». (Он хотел подчеркнуть своё впечатление от соловьиного пения. Сердце сжимается, как будто от холода.)

- Да, и это впечатление усиливает глагол «ошпарит», так как обычно ошпарить можно чем-то горячим. А здесь глагол употребляется, чтобы подчеркнуть силу воздействия соловьиной трели на писателя.

- Удалась ли рыбалка? (Да, писателю попался большой лещ.)

- Почему вы решили, что лещ – большой? (Ю.И. называет его лещище.)

- А как называет приозёрного соловья автор? Почему? (Хрустальный Горошек. Это ещё одно яркое сравнение.)

VI. Работа над выразительным чтением рассказа

- Прочитаем рассказ ещё раз выразительно. Как вы будете читать звуки, которые издаёт соловей? (Быстро, звонко и певуче.)

- Постарайтесь передать голосом и реакцию автора: то удивление, то восхищение, то радость от того, что удалось услышать такие чарующие соловьиные трели.

VII. Обобщающая беседа

- Как вы думаете, любит ли Ю.И. Коваль природу? (Да, он любит природу и бережно к ней относится.)

- Что навело вас на такие мысли? (Поэтический рассказ, который мы прочитали.)

- С чем сравнивал автор пение соловья? (И с дробью, колокольчиками, раскатом, летним громком, юлиной стукотнёй, и с рассыпавшимися бусами, и с хрустальным горошком.)

- Какое сравнение вам понравилось больше всего?

VIII. Домашнее задание

- Выразительно читать рассказ, ответить на вопросы на стр. 65.

IX. Итог урока

- Скажите, с рассказом какого писателя мы сегодня познакомились?

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru