Цель: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова и Эзопа.
Задачи: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Тип урока – обобщение.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.
Содержание фрагмента урока
I. Организационный момент
II. Подготовка к восприятию
Учитель: Посмотрите на экран. На какие две группы можно разделить эти произведения? (Басни и сказки о животных)
– Прочитайте названия произведений, которые отнесете к первой группе, ко второй? Что объединяет эти произведения? В чём отличие? Исследуем басню.
"Кот, петух и лиса”
"Ворона и Лисица”
"Волк и Ягнёнок”
"Волк и семеро козлят”
"Лев и Лисица”
Литературы новый жанр узнали,
Особенности басен распознали.
Произведения вместе мы читали,
Урокам баснописцев мы внимали.
III. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов.
IV. Работа по теме урока
– Что такое басня? (Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)
– Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)
– Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов.)
– Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.)
– До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь – Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)
– Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)
– В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это "иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.)
– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)
– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.
Д. Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.
1 |
Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы |
|
2 |
Большое по объему произведение |
|
3 |
Может быть написана в прозе или стихах |
|
4 |
В начале или в конце сформулирован вывод-мораль |
|
5 |
Повторы |
|
6 |
Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание) |
|
7 |
Мало описаний |
|
8 |
Высмеиваются человеческие пороки |
|
9 |
Много диалогов |
|
10 |
Интересный короткий занимательный сюжет |
|
11 |
Волшебный помощник |
|
– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.
Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:
Работай дружно, по плану.
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
– Внимание на слайд. Ребята, я буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням дедушки Крылова. Заметьте, среди иллюстраций есть и ваши работы. Первая группа, глядя на иллюстрацию, говорит название басни. Вторая группа мораль этой басни. Третья группа – чему учит данная басня. Карточки с названия басен, со строчками из басен перед вами, они вам помогут. На слайдах иллюстрации к басням "Лебедь, Щука и Рак”, "Чиж и Голубь”, " Слон и Моська”, "Мартышка и очки”, " Стрекоза и Муравей”, "Квартет”.
Карточки со строчками из басен:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Вперёд чужой беде не смейся голубок.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!
Как не полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
Ты всё пела? Это дело:
Так, поди, же попляши!
– Видите ребята, сколько басен дедушки Крылова вам уже известны. А сколько интересных героев в них. Приглашаю героев басни "Ворона и Лисица”
1-я группа готовила инсценировку басни: "Ворона и Лисица". Но прежде чем послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни. Определите и скажите своими словами мораль басни.
– Почему автор говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, только тогда, когда о тебе говорят правду, а лесть это ложь.)
– Кого вам лисица напоминает? (Льстивого человека.)
– А ворона? (Глупого, невнимательного человека.)
– В чем смысл басни? (Нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку.)
2-я группа "Волк и Ягненок”
– Выберите строчку выражающую мораль всей басни. ("У сильного всегда бессильный виноват”.) Как понимаете смысл этой фразы?
– Удалось ли выступающим передать характеры героев?
Сейчас с помощью синквейна выразите своё отношение к героям инсценированных вами басен Крылова.
На кого из персонажей басни хотели бы походить вы? Почему?
– Как вы думаете, зачем люди придумали такой литературный жанр? Почему возник в литературе жанр – басня?
Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
– Почему басни называют нравоучительными?
Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.
– Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?
– Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.
Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. Предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.
– Сами сформулировали мораль. Молодцы!
– Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы отличить басни Крылова от басен других баснописцев. Физкультминутка
Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над головой. Если басня принадлежит Эзопу – присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!
Я совсем без драки могу попасть в такие забияки. (Крылов "Слон и Моська”)
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там. (Крылов "Лебедь, Щука и Рак”)
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. (Крылов "Стрекоза и Муравей”)
Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива. (Эзоп "Лисица и лев”)
Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. (Эзоп "Лев и мышь”)
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали. (Крылов "Мартышка и Очки”)
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа. (Крылов "Зеркало и Обезьяна”)
Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. (Эзоп "Муравей и голубь”)
Чижа захлопнула злодейка – западня;
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался. (Крылов "Чиж и Голубь”)
У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен И.А. Крылова сейчас прозвучали. ( "Слон и Моська”, "Лебедь, Щука и Рак”, "Стрекоза и Муравей”, "Мартышка и Очки”, "Зеркало и Обезьяна”, "Чиж и Голубь”.)