Цели:
1. Познакомить детей с творчеством В. Высоцкого.
2. Развивать творческие способности детей с помощью инсценирования «Сказки про козла» С. Маршака, навыки правильного, выразительного и сознательного чтения
3. Воспитывать любовь к чтению литературных произведений различных жанров.
Оборудование: портрет Высоцкого, учебник, костюмы для инсценировки.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Речевая разминка
1. Прочитаем цепочки слов:
вода – водный – водяной;
чистота – частота; девушка – дедушка; булка – белка.
Прочитаем «пирамидку»:
Бури
Ветры
Ураганы
Разыграйся
Заморозить
Выхолаживая
2. Разучим новую чистоговорку:
Захар сахар запасал.
Закрома им заполнял.
Захаровы закрома,
Засахарены сполна.
3.Прочитаем стихотворение И.З. Сурикова «Зима»
III. Инсценировка «Сказки про козла» С. Маршака. 1-ое действие.
(Сценку повторяем с разными исполнителями несколько раз.)
IV. Подготовка к восприятию стихотворения
- Откройте учебники на стр. 62.
- С чем мы будем работать сегодня? (Со стихотворением.)
- Кто автор стихотворения? Прочитайте. (Владимир Высоцкий.)
- Что вы знаете о нём? (Он был актёром кино и театра, писал замечательные песни и сам их исполнял.)
Рассказ учителя о В. Высоцком
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года. Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, Чкаловской (ныне – Оренбургской) области. Через два года после возвращения в Москву Володя пошёл в первый класс. Некоторое время он жил с отцом в Германии, где учился играть на фортепьяно. (Но исполнял Высоцкий свои песни всегда под гитару.)
В октябре 1949 года Высоцкий вернулся в Москву и пошел в 5-й класс мужской средней школы. В это время семья Высоцких жила в Большом Каретном переулке. Этот переулок увековечен в его песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!»
В школе Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. С 1956 по 1960 год Высоцкий – студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В.И.Немировича-Дрнченко.
В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. В дальнейшем поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до самой смерти (25.07.1980).
В. Высоцкий снялся во многих фильмах. Наиболее удачной была его роль Глеба Жеглова в телевизионном сериале «Место встречи изменить нельзя». Кроме того, он много ездил с концертами по стране и за рубежом, всего дал более 1000 концертов.
В 1987 год Владимиру Высоцкому посмертно присуждена Государственная премия СССР за участие в сериале «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.
- Как называется стихотворение, которое мы будем читать?
- Кто такой Кэрролл? (Льюис Кэрролл – псевдоним Чарльза Доджсона, автора сказок про девочку Алису.)
- Как называются эти сказки? Кто читал их? («Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье» и другие.)
- Кто изображен на иллюстрации? (Алиса.)
- Прочитайте, откуда эта песня.
V. Первичное чтение стихотворения и проверка восприятия
- Понравилось вам стихотворение?
- О какой волшебной стране здесь говорится? (О Стране Чудес.)
- Как, по-вашему, каждый может побывать в Стране Чудес? (Да, каждый, если у него есть воображение и фантазия.)
VI. Повторное чтение стихотворения и анализ содержания
- Читаем стихотворение по цепочке.
- С какой загадки начинается стихотворение? Прочитайте. (… что остаётся от сказки потом…)
- Как бы вы ответили на вопрос автора?
- Легко ли найти ответ?
- И с этим согласен автор. Как он называет Страну Чудес? Найдите в стихотворении и прочитайте. (Волшебная, сказочная, странная, загадочная.)
- Отчего бегут мурашки по спине? (В Стране Чудес тебя подстерегают опасности, злые волшебники.)
- В чём самая главная опасность для того, кто попадает в Страну Чудес? (В самом себе, что ты выберешь в трудную минуту. От твоего выбора зависят дальнейшие события в сказке.)
- Легко ли отличить добро и зло в Стране Чудес? Прочитайте.
- Чем интересна Страна Чудес? (Она без границ, в неё легко можно попасть, стоит только захотеть.)
- Как отвечает Высоцкий на вопрос, который был задан в начале стихотворения? Прочитайте.
- Как можно попасть в Страну Чудес? (Прочитать о ней в книжках, увидеть во сне.)
VII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения
- Как мы будем читать первый и второй куплеты песни? Попробуйте прочитать. (Нужно заинтересовать слушателей, вопросительно прочитать о загадке.)
- В следующих куплетах автор даёт ответ о героях сказки, описывает Страну Чудес. Будем читать об этом так, как будто разговариваем с маленькими слушателями.
- Как следует прочитать куплеты, в которых Высоцкий отвечает на свой вопрос? (Так же, как и вначале.)
- Какую интонацию надо выбрать для чтения последнего куплета песни? (Здесь должно прозвучать обещание чудес для всякого, кто пожелает очутиться в своей загадочной и сказочной стране.)
- Прочитайте стихотворение молча, подумайте, где нужно сделать паузы, какими они должны быть по длительности. Какие слова нужно выделить особенно?
Выразительное чтение стихотворения вслух.
VIII. Обобщающая беседа
- Хотели бы вы сами очутиться в Стране Чудес, как Алиса?
- Бывает ли вам грустно, когда увлекательная сказочная история заканчивается? Почему?
- Могли бы вы сами сочинять сказочные истории?
IX. Задание на дом: Тогда попробуйте дома сочинить сказку – волшебную, бытовую или о животных. Действие может происходить и в наши дни.
Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
X. Литературный диктант
Мы заканчиваем с вами раздел «И кот учёный свои мне сказки говорил». Проверим, как вы запомнили написание слов и понятий, которые встречались нам в этом разделе. Приготовьте небольшие листочки. Пишем диктант: зачин, сказка, присказка, волшебные предметы, сказочник, троекратный повтор, песня, Страна чудес.
XI. Итог урока: Как называется стихотворение и почему? Кто автор, что вы о нём узнали?