Цели:
1. Познакомить учащихся с произведением, научить ориентироваться в произведениях детской литературы.
2. Развивать коммуникативные, мировоззренческие и когнитивные качества учащихся.
Ход урока
Какой раздел учебника мы сейчас изучаем?
– О чем могут быть эти книги?
В мире книг.
– Этот мир большой, чтобы в нем не заблудиться мы с вами, ребята, отправимся по дорожкам. Для кого пишутся книги?
Для взрослых. Для детей.
– Посмотрите на нашу выставку книг, отберите те книги, которые написаны для детей. Группа детей работает с выставкой книг, среди которых есть книги для детей и для взрослых.
– По каким признакам можно догадаться, что эти книги о детях?
– Ребята, загляните в оглавление учебника, постарайтесь определить темы произведений из части "В мире книг”
О животных. О растениях. О детях.
– Тема нашего урока звучит так (открывается главная тема урока):
О детях и для детей.
– Каким нужно быть человеком, чтобы создавать произведения о детях и для детей? Как раз таким человеком и был Евгений Пермяк, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. И сейчас мы послушаем один разговор между дедушкой и внуком о том, как появляется произведение.
Ребята инсценируют произведение Е. Пермяка "Перо и чернильница”.
– Действительно ли сказки появляются из чернильницы?
– Какой совет детям дает Е. Пермяк?
На доске появляется запись:
Советы писателя детям.
1 совет.
Научись быть самостоятельным.
Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Е. Пермяка "Торопливый ножик”.
– Рассмотрите обложку книги, в которой помещен этот рассказ.
– Как вы думаете о ком эта книга?
– По каким признакам можно догадаться, что она о детях (по обложке, автору, иллюстрациям)?
В этой книге писатель обращается к читателям. Прочитайте это обращение в своих учебниках и скажите, какой еще совет дает автор детям?
Дорогой юный друг!
С каждой новой книгой появляются у тебя новые знакомые. Найдешь ты их и здесь. Разные это люди. Хорошие и не очень хорошие…такие, на которых ты, наверно, не захочешь походить. А вот кто какой – можно узнать, только прочитав книгу. Внимательно, не торопясь. Потому, что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чем-то ошибаются…Что-то не понимают… Не понимают что-то и кажутся плохими…
Ну да ты сам разберешься и решишь, кого тебе брать в свои знакомые, а кого нет.
Читай и решай!
2 совет.
Научись читать книги внимательно, не торопясь.
– Почему это важно ("торопливый читатель может принять хорошего”)?
– Что значит торопливо?
– Разве плохо все делать быстро?
– А в жизни нужна торопливость?
Знакомство с произведением можно провести в форме чтения небольшими смысловыми отрывками.
"Торопливый ножик”
– Может ли ножик быть торопливым?
С помощью толкового словаря дети объясняют значение слова торопливый (поспешный, быстрый)
Строгал Митя палочку. Строгал, да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
– Почему палочка получилась неровная, некрасивая?
– Как же это так? – спрашивает Митю отец.
– Ножик плохой, – отвечает Митя, – косо строгает.
– Вы согласны с Митей?
– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
– Что вы думаете?
– А как? – спрашивает Митя.
– А вот так, – сказал отец.
Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Что сделал папа?
– Как строгал?
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
– Как отец учил сына терпению?
Долго торопливый ножик не хотел слушаться, торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил Митя его терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
– Может ли ножик быть торопливым?
Кого хотел научить папа, быть терпеливым?
– Какой совет дает нам автор рассказа?
Прочитайте пословицу на доске и выберете ту, которая отражает гл. мысль произведения.
1. Терпение дает умение.
2. Дело мастера боится
3. Терпение и труд все перетрут.
3 совет.
Терпение дает умение.
– Оказывались ли вы в ситуации, когда торопливость мешала вам, сделать, что-либо хорошо?
Подготовьте рассказ к чтению по ролям.
Ребята самостоятельно выбирают роли и готовят инсценировку.
– Чтение какой группы вам показалась наиболее удачной? Аргументируйте свой ответ.
– Что нового открыли вы для себя с помощью советов автора?
– Какой из советов для вас был наиболее важным? Почему?
Домашнее задание: ребята самостоятельно придумывают обложку книги на тему
"О детях и для детей”, а также пробуют составить список книг на эту тему.