Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цели:

1. Познакомить учащихся с произведением, научить ориентироваться в произведениях детской литературы.

2. Развивать коммуникативные, мировоззренческие и когнитивные качества учащихся.

Ход урока

Какой раздел учебника мы сейчас изучаем?

– О чем могут быть эти книги?

В мире книг.

– Этот мир большой, чтобы в нем не заблудиться мы с вами, ребята, отправимся по дорожкам. Для кого пишутся книги?

Для взрослых. Для детей.

– Посмотрите на нашу выставку книг, отберите те книги, которые написаны для детей. Группа детей работает с выставкой книг, среди которых есть книги для детей и для взрослых.

– По каким признакам можно догадаться, что эти книги о детях?

– Ребята, загляните в оглавление учебника, постарайтесь определить темы произведений из части "В мире книг”

О животных. О растениях. О детях.

– Тема нашего урока звучит так (открывается главная тема урока):

О детях и для детей.

– Каким нужно быть человеком, чтобы создавать произведения о детях и для детей? Как раз таким человеком и был Евгений Пермяк, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. И сейчас мы послушаем один разговор между дедушкой и внуком о том, как появляется произведение.

Ребята инсценируют произведение Е. Пермяка "Перо и чернильница”.

– Действительно ли сказки появляются из чернильницы?

– Какой совет детям дает Е. Пермяк?

На доске появляется запись:

Советы писателя детям.

1 совет.

Научись быть самостоятельным.

Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Е. Пермяка "Торопливый ножик”.

– Рассмотрите обложку книги, в которой помещен этот рассказ.

– Как вы думаете о ком эта книга?

– По каким признакам можно догадаться, что она о детях (по обложке, автору, иллюстрациям)?

В этой книге писатель обращается к читателям. Прочитайте это обращение в своих учебниках и скажите, какой еще совет дает автор детям?

Дорогой юный друг!

С каждой новой книгой появляются у тебя новые знакомые. Найдешь ты их и здесь. Разные это люди. Хорошие и не очень хорошие…такие, на которых ты, наверно, не захочешь походить. А вот кто какой – можно узнать, только прочитав книгу. Внимательно, не торопясь. Потому, что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чем-то ошибаются…Что-то не понимают… Не понимают что-то и кажутся плохими…

 

Ну да ты сам разберешься и решишь, кого тебе брать в свои знакомые, а кого нет.

Читай и решай!

2 совет.

Научись читать книги внимательно, не торопясь.

– Почему это важно ("торопливый читатель может принять хорошего”)?

– Что значит торопливо?

– Разве плохо все делать быстро?

– А в жизни нужна торопливость?

Знакомство с произведением можно провести в форме чтения небольшими смысловыми отрывками.

"Торопливый ножик”

– Может ли ножик быть торопливым?

С помощью толкового словаря дети объясняют значение слова торопливый (поспешный, быстрый)

Строгал Митя палочку. Строгал, да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

– Почему палочка получилась неровная, некрасивая?

– Как же это так? – спрашивает Митю отец.

– Ножик плохой, – отвечает Митя, – косо строгает.

– Вы согласны с Митей?

– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

– Что вы думаете?

– А как? – спрашивает Митя.

– А вот так, – сказал отец.

Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Что сделал папа?

– Как строгал?

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

– Как отец учил сына терпению?

Долго торопливый ножик не хотел слушаться, торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил Митя его терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

– Может ли ножик быть торопливым?

Кого хотел научить папа, быть терпеливым?

– Какой совет дает нам автор рассказа?

Прочитайте пословицу на доске и выберете ту, которая отражает гл. мысль произведения.

1. Терпение дает умение.

2. Дело мастера боится

3. Терпение и труд все перетрут.

3 совет.

Терпение дает умение.

– Оказывались ли вы в ситуации, когда торопливость мешала вам, сделать, что-либо хорошо?

Подготовьте рассказ к чтению по ролям.

Ребята самостоятельно выбирают роли и готовят инсценировку.

– Чтение какой группы вам показалась наиболее удачной? Аргументируйте свой ответ.

– Что нового открыли вы для себя с помощью советов автора?

– Какой из советов для вас был наиболее важным? Почему?

Домашнее задание: ребята самостоятельно придумывают обложку книги на тему

"О детях и для детей”, а также пробуют составить список книг на эту тему.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru