Цель урока: развитие образного мышления.
Задачи урока:
1) способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения;
2) расширять словарный запас;
3) учить работать по памятке.
Конспект урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Содержание |
Орг. момент |
Активизировать личные переживания детей |
– Добрый день, ребята. Посмотрите, пожалуйста, в окно. – Что вы видите? (за окном растут березы) – Что вы можете о них сказать? (ответы детей) |
Подготовка к первичному восприятию |
Создать эмоциональный настрой, нацелить детей на работу над новым произведением |
– Посмотрите на экран. Кого вы видите? Что вы знаете о Сергее Есенине? Посмотрите на другие фрагменты. Как они связаны с портретом Сергея Есенина? – Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? – Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений С.Есенина о березе. Но, прежде, чем мы откроем учебники, я бы хотела прочитать вам небольшую историю. Внимательно послушайте ее, а после мне скажете, о чем здесь идет речь? "Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не о ней говорят, не ей любуются. Решила она извести со свету красавицу и превратила ее в дерево. А это деревце тоже красоты невиданной, ветви зеленые, как косы переливаются. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково называли ее березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по – новому красавицей обернулась. В горностаевой шубе стояла, косы серебристым инеем искрятся”. – О чем это произведение? С кем сравнивается береза? Похожи ли ваши мысленные образы на картинки? |
Словарная работа |
Расширение и уточнение словаря |
– Посмотрите на следующий слайд. Перед вами три березы. Соотнесите слова и изображения. Выберите из слов наиболее точное описание для каждой березки. – Что значит накрылась? (закрылась сверху) – Как понимаете слово принакрылась? (слегка накрылась) – Укрылась – значит… (закрылась снегом со всех сторон) |
Первичное знакомство с текстом. |
Познакомить с содержанием текста; Помочь почувствовать эмоциональный настрой поэта |
– А сейчас откройте учебники и положите перед собой памятки. Работаем по памятке Прочитай название произведения. О чем пойдет речь в стихотворении? Прочитай текст не торопясь, обращая внимание на знаки препинания. Выдели непонятные слова и обороты. Узнай их значение в словаре или у взрослых. Снова прочитай стихотворение: в два раза медленнее, чем ты разговариваешь дома или в школе. Закрой глаза и постарайся мысленно представить себе то, о чем пишет поэт. |
Проверка первичного восприятия |
Уточнить понимание прочитанного |
– Какой увидел поэт березу (красивой, нарядной) – Что вызвало его удивление и восхищение? – А вы какой образ представили? |
Физминутка |
|
Прежде, чем мы еще раз вернемся к содержанию, я предлагаю отдохнуть (инсценировка под музыку "Во поле береза стояла” |
Анализ текста по строфам |
Способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения |
1 строфа – Прочитайте первую строфу. Обратите внимание, что береза принакрылась снегом. Кого напоминает береза? (человека, женщину, которая накинула на себя шаль или платок) Как называется такой прием? (олицетворение) – С чем сравнивает поэт снег? (с серебром) 2 строфа – Что сказано о ветках? (пушистые) 3 строфа Береза стоит в "сонной тишине” 4 строфа Что такое заря? (восход или заход солнца. Она бывает утренняя и вечерняя) |
Подготовка к выразительному чтению |
Совершенствование техники чтения |
Работа с памяткой. 6. Прочитай стихотворение еще раз. Подумай, в каком темпе ты будешь его читать? Какие слова необходимо выделить? Какое настроение ты будешь передавать голосом? Где следует остановиться, сделать паузу? 7. Подготовь свой речевой аппарат |
Речевая разминка |
Включить вработу речевой аппарат, развивать эмоциональную выразительность речи |
1.Упражнения для щек и губ: Снеговики радуются снегу и морозу Надуть щеки. Веселое выражение глаз. Оттепель. Снеговики тают. Щеки втянуть. 2. Упражнения для языка Сосулька Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до 6-8) Язык "чашечкой” Горка для спуска Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка "горочкой” Саночки Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед – назад, боковые края должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. 3. Развитие речевого дыхания и голоса. Вьюга Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою-ягой. |
Выразительное чтение |
Отработка умения передавать свое видение произведения с помощью голоса |
Работа с памяткой 8. Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось поэту, его написавшему и твоему товарищу, который будет тебя слушать (работа в парах) |
Итог по уроку |
Способствовать самооценке учащимися своей работы |
– Мы познакомились с произведением Сергея Есенина " Береза” |
Д/задание (на выбор) |
Стимулировать самостоятельность детей и их творческую активность |
Выучить стихотворение Найти другие произведения Сергея Есенина о березе и сравнить с тем, что читали на уроке Написать письмо от лица березки Придумать сказку: " Что станет с березой, когда наступит лето, весна, осень, ночь…” |