Каждая контрольная работа предлагается в шести вариантах трёх уровней трудности, за исключением тех случаев, когда проверяются обязательные для каждого ученика знания и умения. Тогда уровень трудности заданий во всех вариантах, примерно одинаков.
Продолжительность тематической контрольной работы может варьироваться от 5 до 15 мин; на итоговую работу отводится целый урок.
Все контрольные работы соответствует требованиям ФГОС начального образования к математической подготовке младших школьников и предназначены для проверки уровня овладения четвероклассниками предметными и общеучебными знаниями и умениями.
Результаты контрольных работ, проводимых в течение всего учебного года, помогут учителю систематически изучать получаемую учащимися математическую подготовку и своевременно принимать необходимые меры для устранения в ней возможных пробелов.
Итоговые контрольные работы, содержащие основную часть и дополнительную (задания со звёздочками), рекомендуется оценивать двумя отметками. При этом задания дополнительной части оцениваются лишь отметками 4 и 5; 3 и 2 не ставятся.
В целях обеспечения равных условий для всех учащихся класса учитель может использовать любые варианты, но только одного уровня. Выбирая варианты какого-либо уровня, необходимо учитывать возможности детей, их математическую подготовку.
Первые два варианта работы соответствуют минимальному уровню требований к учащимся и предлагаются в классах с большинством слабо- и среднеуспевающих детей.
Третий и четвёртый варианты контрольной рассчитаны на классы без отстающих учащихся.
Пятый и шестой варианты работы целесообразно использовать в классах учащихся, имеющих по математике отметки не ниже четвёрки.
Предметные умения проверяются по основным блокам содержания программы 4 класса: устные и письменные приёмы вычислений с многозначными числами, текстовые арифметические задачи разных видов, величины и их единицы (длина, масса, время, площадь, скорость).
Степень овладения учащимися общеучебными умениями проверяются заданиями, предполагающими сформированность умений сравнивать, делать выводы, распознавать математические объекты, выбирать верный ответ, оценивать готовые решения учебных задач, применять полученные знания в изменённых условиях.
Контрольные работы представлены в удобной как для учителя, так и для учеников форме.
Печатная форма заданий позволит ученикам логически осмысливать условие и результаты.
Разработка контрольных работ прошла апробацию во многих регионах России, имеют положительные заключения от специалистов институтов развития образования.
Данные контрольные работы позволят учителю выявить пробелы в обучении школьников.
В текст каждого варианта контрольных работ включены задания повышенной трудности. Они не являются обязательными и предлагаются по усмотрению учителя.
Учителю предоставляется право самостоятельного выбора как числа контрольных работ, так и их содержания и объёма.
Если по каким-либо причинам материал контрольной работы к моменту её проведения не был пройден, соответствующие задания из работы исключаются.
Оценивание контрольных работ отметками 5, 4, 3, 2 производится учителем в соответствии с существующими нормами оценки.
Если ученик не выполнил дополнительную часть итоговой работы или допустил в заданиях ошибки, эта часть работы не оценивается вообще.