Цели и задачи:
воспитание чувства уважения друг к другу, толерантности;
улучшение взаимоотношений в классе;
обсуждение проблемы человеческой агрессии, формирование умения выявлять причины агрессии.
Оборудование:
цитата Л.Н. Толстого «То, что начато во гневе, кончается в стыде»;
компьютерная презентация.
Ход классного часа
Учитель: Сегодня мы будем говорить о добрых взаимоотношениях в классе, о том, как важно уважать себя и других, не позволять обижать себя и других. Выясним, что такое агрессия, чем она опасна, как различить игру и агрессивные действия, постараемся выяснить причины агрессивного поведения, попытаемся разрешить ряд конфликтные ситуаций и выработать правила класса, соблюдение которых приведем нас к созданию дружного и бесконфликтного коллектива. На доске написаны слова русского писателя Л.Н. Толстого, прочитайте их. Как вы понимаете смысл этого высказывания?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учащийся: Если совершаешь какой-то поступок и при этом ты очень зол, то спустя какое-то время, переосмыслив
данную ситуацию, тебе обязательно будет стыдно за сделанное.
Учитель: Приведите примеры таких ситуаций.
Учащийся: На перемене меня толкнули играющие одноклассники. Мне стал неприятен этот факт, я рассердился и толкнул обидчика. В результате чего завязалась драка, которая прекратилась благодаря учителю, проходившему мимо. Когда классный руководитель стал разбирать произошедший инцидент, то я понял, что меня задели случайно и что драки можно было избежать. Мне стало стыдно за свой поступок, да и мама расстроилась, когда узнала о случившемся.
Учитель: Вот видите, агрессивное поведение спровоцировали мимолетный гнев и неумение контролировать свои чувства и правильно проанализировать ситуацию. Давайте попробуем дать определение гневу.
Учащийся: Гнев — это чувство, которое выводит тебя из равновесий", переполняет тебя и провоцирует на различные необдуманные агрессивные действия.
Учитель: А что такое агрессивное поведение?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Скажите, связаны ли между собой гнев и агрессивное поведение? Почему? Приведите примеры.
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Значит, агрессивное поведение — это взаимодействие, в ходе которого одним человеком умышленно наносится вред (физический или психический) другому.
Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную — когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную — когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество; физическую — когда дерутся, толкаются, дергают за волосы. К косвенной агрессии относят частичное игнорирование — непринятие в игры, разговоры, спектакли; полное игнорирование — бойкот.
В любом из видом проявления агрессивного поведения всегда выделяются две стороны: агрессор и жертва.
Давайте разделимся на две группы. Каждая фуппа придумает и инсценирует ситуацию агрессивного поведения.
Можно предложить ученикам инсценировать уже приготовленные заранее на карточках жизненные ситуации, происходящие в школе, на улице. Организуются моделирование ситуаций и их анализ.
Учитель: Представьте себе, что вы постоянно становитесь объектом агрессии. В чём причина этого? Что нужно делать, чтобы не стать объектом агрессивного поведения?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Часто безобидные шутки, игры перерастают в агрессию, почему?
Как отличить игру от агрессивного поведения?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Давайте попробуем установить особенности игры. В игре принимают участие все желающие. Все участники соблюдают правила игры. Никому не обидно, всем весело.
Заслушиваются ответы учащихся, которые записываются учителем на доске.
Учитель: Мы обсудили важные вопросы, касающиеся каждого из нас. В заключение классного часа я бы хотела попросить вас заполнить анкету и высказать свое мнение по каждому вопросу.
Анкета
Есть ли в вашем классе ребята, которые обижают, дразнят одноклассников, учеников других классов?
Дружишь ли ты с ребятами, которых часто обижают?
Как к ним относятся другие ребята?
За что чаще всего дразнят, обижают?
Обижали ли тебя когда-нибудь твои одноклассники или друзья? Как?
Что ты чувствовал при этом?
Когда твои одноклассники обижают кого-нибудь в твоем присутствии, что делаешь ты?
Что чаще всего делает тот, кого обижают?
Помогает ли это остановить обидчиков?
Кто, по-твоему, виновен?
Можете ли вы остановить обидчиков без посторонней помощи?
Если нет, то кто мог бы вам в этом помочь?
Хотел бы ты помочь тем ребятам, которых обижают, дразнят?
Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?
♦ Результаты анкетирования обрабатываются школьным психологом, который принимает участие в следующем классном часе.