Цели и задачи:
воспитание у учащихся дружелюбия и чувства справедливости;
помощь в сплочении детского коллектива.
Оборудование:
костюм Буратино; «Толковый словарь».
Ход классного часа
Учитель: Я сейчас прочитаю вам рассказ. Случилось всё это с автором, когда он был ещё школьником. Вы слушайте внимательно и в конце ответите: «Хотели бы вы дружить с таким школьником и почему?»
Учитель читает рассказ В. Железнякова «История с азбукой».
Заслушиваются ответы детей.
Учитель: А теперь Буратино вам предлагает послушать стихотворение «Жадина» и просит ответить на вопрос: «Кто такой жадина?».
Учащийся в роли Буратино читает стихотворение.
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем ни за что не поделится —
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: жадина!
Жадину я ни о чём не прошу,
В гости я жадину не приглашу,
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
Поэтому честно, ребята, скажу —
С жадными я никогда не дружу!
(Яков Аким)
Учитель: Почему автор не хочет дружить с жадиной? А вы хотели бы?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учащийся 1:
Жадина-говядина,
Солёный огурец,
По полу валяется —
Никто его не есть.
Учитель:
Что это?
Учащиеся: Дразнилка.
Учитель: А хотели бы вы дружить с теми, кто дразнится?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Тогда для чего же существуют дразнилки? Оказывается, детские дразнилки помогают вам, ребята, постоять за себя без помощи взрослых, восстановить справедливость, наказать обидчика, учат умению подмечать в окружающей нас действительности плохое и несправедливое. Только не стоит слишком ими увлекаться. Кто же знает такие дразнилки?
Учащийся 2: Замарашка Кирилл
Месяц в баню не ходил.
Сколько грязи, сколько ссадин! Мы на шее лук посадим,
Репу — на ладошках,
На щеках — картошку,
На носу морковь взойдет — Будет целый огород!
Учитель: С кем бы вам не хотелось еще дружить?
Учащиеся: С замарашками, грязнулями...
Учащийся 3:
Наша утка-крякалка,
А Серёжа — якалка: «
Я сумею, я смогу,
Я быстрее пробегу!»
Отдохни немножко,
Якалка Серёжка!
Учитель: А с таким мальчиком вы хотели бы дружить?
А как вы понимаете, кто якает?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учащийся 4: Трус-трус-боягус!
На войне сражался:
Как увидел пулемёт —
Сразу испугался.
Учащийся 5:
Гришка-воришка
Украл топоришко,
Полез в окошко,
Упал в лукошко.
Учитель: А с драчунами, забияками хотели бы дружить?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Может, кто знает, как ещё называют драчунов?
Учащиеся: Петухами-драчунами.
Учитель: У меня про драчуна-петуха тоже есть дразнилка.
Если вы её знаете, помогайте, будем вместе рассказывать:
Петька-петух
На завалинке протух.
Яичко снёс,
На базар понёс.
На базаре не берут,
Петьку за уши дерут.
Молодцы! Да вы, наверное, помните и стихотворение «Петушки» В.Д. Берестова.
Учащийся 6: Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Учитель: Значит, драться тоже надо уметь. Давайте прочитаем с доски:
Если дерешься — дерись по правилам. А правила эти просты:
Не начинай драку первым.
Умей защитить себя словами, а не кулаками.
Помоги слабому.
Семеро одного не бьют.
Не бей лежачего.
Сильный человек — всегда добрый.
Кто больше боится — тот чаще дерётся.
Чем сердиться, лучше помириться. Какое правило вам запомнилось?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Предлагаю сыграть в игру, побыть в роли петушков. Игра называется «Петушиный бой».
Учитель мелом на полу чертит круг. Два игрока встают в этот круг, взяв рукой одну свою ногу, а другую руку отводят за стену. Стараются, прыгая на одной ноге, вытолкнуть соперника из круга. К последним «дерущимся петушкам» подходит девочка, берёт их за руки.
Учащийся:
Мирись, мирись, мирись,
Больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
Учащиеся (хором):
Ссориться не будем,
Будем мы дружить.
Клятву не забудем
Пока будем жить.
Учитель: «Нет друга — ищи, а нашёл — береги». А как вы понимаете слово «друг»? Спросим совета у мудрой книги, у «Толкового словаря».
Учитель зачитывает толкование слова «друг». Учитель: А у вас есть друг? Какой он?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: С кем бы вы хотели дружить? Каков же настоящий друг?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: А вот хотят ли с вами дружить? Мы поговорим в следующий раз. Поговорим о том, за что мы сами себя иногда не любим.