Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цели и задачи:

обратить внимание детей на то, что учёба — это труд;

развивать уважение к любому труду;

вырабатывать алгоритм успешной учёбы;

развивать стремление у детей к самосовершенствованию, саморазвитию.

Оборудование:

аудиозапись песен «Если умным хочешь быть» Ю. Чичкова, М. Пляковского; «Я хочу узнать» Ю. Чичкова, М. Пляковского;

листы для выполнения теста;

памятка.

 

Ход классного часа

♦ Дети входят в класс. Звучит песня «Если умным хочешь быть».

Кто читает много книг, Тот хороший ученик.

А без них никак нельзя, Засмеют тебя друзья.

Сами, без старания,

Не приходят знания, Потому заранее

Прояви старание.

Если знаешь ты предмет, То тогда вопросов нет.

Если учишь не всерьёз,

То тогда другой вопрос.

Двойки вечно у того, Кто не знает ничего. Если чётко отвечать,

То получишь «пять» да «пять».

Учитель: Вы догадались, о чём мы сегодня будем гово­рить на классном часе?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Ребята, а что значит учиться?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно говорят многие из вас, что учёба — это прежде всего труд. Ученикам необходимо умение слу­шать и запоминать, делать, всё точно и аккуратно, интере­соваться окружающим, надо иметь привычку планировать своё время, чтобы всё успевать.

Но наверняка часто так бывает, что, получив очеред­ную двойку или тройку, вы решаете, что вот сейчас при­ду домой и «возьмусь за ум», начну всё учить, читать дополнительную литературу. Но приходите из школы — хочется полежать, посмотреть телевизор, а там друг или подруга позвонили, нужно идти гулять. Приходите вече­ром, опять усталые, нужно поужинать, опять отдохнуть, а тут интересная передача да ещё компьютерная игра. И остаётся на домашнюю работу совсем немного време­ни, ну прямо-таки чуть-чуть, а нужно сделать и матема­тику, и русский язык, выучить стихотворение, прочитать параграф по окружающему миру и ответить на вопросы. А глаза уже слипаются, сил нет. И утром опять идёт та­кой ученик в школу без желания: уроки сделаны кое-как,

а значит, будет соответствующий результат. Что же де­лать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Послушайте, как справился с похожей ситуаци­ей один ученик.

Я с утра учу таблицу.

Я замучился совсем: Дважды девять — 18, Трижды девять — 27.

Не смотрю я передачи,

Даже мультики — ни-ни!

Всё учу её, таблицу,

Даже в выходные дни!

Не гонял я мяч с друзьями, Телевизор не смотрел.

Но зато — ура! — таблицу

Я, ребята, одолел.

(Из материалов к урокам Л. С. Серебренниковой)

Как мальчик справился со своей проблемой?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Почему же один ученик может «взять себя в ру­ки» и выполнить то, что он задумал, а другой предпочтёт развлечения делу?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Действительно, одно из составляющих любой успешности — умение отказать себе в удовольствиях. А для этого нужно волевое усилие или сила воли. Что та­кое воля? Это умение человека регулировать своё поведение, управлять им. Как только перед человеком встаёт вы­бор — полежать или выполнить какую-либо работу, сраба­тывает механизм волевой регуляции. Один идёт к цели, преодолевая себя, а другой тормозит на этом пути. Каждое преодоление препятствия укрепляет волю, человек стано­вится сильнее. А идущий на поводу своих желаний чело­век, забыв про чувство долга, как правило, стоит на месте. Про таких говорят «он плывёт по течению», он «овощ».

Но ведь всё, что мы делаем сейчас, все наши поступки «делают» наше будущее.

Расскажите, каким вы видите себя в будущем, через 20- 25 лет.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Совершенно точно, что все хотят быть успеш­ными людьми — иметь любимую работу и хорошую зар­плату. Но почему для одних это так и остаётся мечтами, а другие действительно добиваются того, чего хотят и даже больше?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Талант — это труд и ещё раз труд». Некоторые из вас, наверное, думают: «Да вот, я ещё маленький, вот в классе 10...» На самом деле начинать надо сейчас. Знания, которые даёт начальная школа, создают фундамент интел­лекта. Представьте, тот, кто учит уроки регулярно и стара­тельно, создаёт прочный фундамент, такой, который вы­держит любое потрясение. В любом классе и в институте он сможет воспользоваться этими знаниями. Ведь даже са­мые трудные теоремы по математике опираются на те зна­ния, которые вы получаете сейчас.

А тот, кто не старается, делает уроки кое-как, не сможет создать прочного фундамента. Его дом знаний в любой момент может дать трещину, а то и совсем рухнуть.

Вспомните и расскажите, бывали ли у вас такие момен­ты, когда вы преодолевали свои желания погулять, поиг­рать в компьютер, чтобы выполнить домашние задания.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Волю, как и любое качество характера, можно развивать. Как вы думаете, какие качества присущи воле­вому человеку?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, это и настойчивость, и решитель­ность, и самостоятельность, и инициативность, и целеуст­ремлённость.

А сейчас вспомните и назовите героев литературных произведений, которые обладают этими качествами.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить тест и оп­ределить, насколько у вас развита воля. Постарайтесь чест­но ответить самому себе на следующие вопросы.

Ученики отвечают на вопросы теста, записывая ответы на листках «да» или «нет».

Учитель: Будьте внимательны.

Способен ли ты, если надо, рано утром встать с по­стели, как бы рано это ни было?

Каждое утро ли ты делаешь зарядку?

Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на уроках не отвлекаться и делать то, что требуется?

Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опазды­вает или пропускает уроки, мешает на них другим?

Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?

Читаешь ли ты дополнительную рекомендованную литературу?

Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?

В конфликтной ситуации, находясь на грани того, что­бы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не делать?

Всегда ли ты выполняешь домашние задания без на­поминания?

Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь за­ниматься одним и тем же делом?

Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведёшь ли начатое до конца?

Можешь ли отказаться от самой интересной телепе­редачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?

Всегда ли ты выполняешь свои обещания?

Задумываешься ли ты о своём поведении, поступках,

делаешь ли ты из этого выводы?

 

Интерпретация теста.

 За каждый ответ «да» - поставить себе 2 балла, за ответ «нет» - 0. Подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о том, насколько разви­та у вас воля.

Если набралось от 22 до 33 баллов — вас можно по­здравить — с силой воли всё в порядке. На вас можно по­ложиться, вы не подведёте. Но иногда ваша твёрдая пози­ция неприятна окружающим. Научитесь считаться с ними.

Если набралось от 13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы не всегда тверды и упорны в достижении цели. И чёт­ких целей пока нет.

Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь «спустя рукава», делаете лишь то, что легче и интереснее.

У вас наверняка много неприятностей и дома и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, про­анализируйте своё поведение, поступки, постарайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, и станете более волевым человеком.

(По книге Е.И. Рогова «Эмоции и воля»)

Учитель: А какие бы ещё советы вы бы дали тем, кто хо­чет укрепить волю?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Любые свои способности можно развивать. Ко­нечно, большой друг нам в этом — спорт. Постарайтесь выработать для себя режим дня и неукоснительно его со­блюдайте. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас ви­дят близкие люди, друзья. Подумайте о том, что вам при­годится в будущем, какие качества вам необходимы.

Помните!

Добивается успеха не тот, кто считает, что он сделал лучше из того, что мог, а тот, кто каждой мыслью и каж­дым действием стремится к чему-то большему.

Делайте больше, чем можете: «Если вы устали, прой­дите ещё одну милю», — говорят американцы. Это каса­ется всех сфер жизни.

Успех приходит к тем, кто не концентрируется на неудачах, а идёт дальше. Когда вы концентрируетесь на неудачах, вы притягиваете их к себе. Когда вы концен­трируетесь на успехах, вы притягиваете успех.

Человек способен достигнуть всего, во что он может поверить. Это ключ к той силе разума, которая обращает

идеи в реальность. Главное — верить в себя, в собствен­ные силы.

А главное — действовать, идти вперёд, выбирать главное для себя и сосредоточиться на этом.

Успехов!

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru