Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цели и задачи:      

воспитание культуры речевого общения учащихся;

знакомство учащихся с устойчивыми формами приветст­вия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.

Оборудование:      

аудиозаписи музыкальных фрагментов из инсценировки В. Сечена на музыку Н. Богословского «Остров сокро­вищ» (фрагменты темы «Мрачного острова» и «Кроваво­го Джека»), аудиозаписи музыки из кинофильма «Дети капитана Гранта» («Вальс» и «Увертюра» И. Дунаевс­кого);

бумага, ручки, фломастеры;

музыкальный центр (вне поля зрения учащихся).

 Ход классного часа         

Учащиеся рассаживаются на стулья, образуя замкнутый круг.

Учитель: Здравствуйте! Как вы думаете, умеете ли вы хранить секреты?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Если умеете, тогда заседание тайного общества искателей золотых слов считаю открытым. С сегодняшнего дня мы с вами начнем добывать из массы слов, как из пус­той породы, золотые слитки яркой и выразительной речи. А когда мы добудем достаточное их количество, тогда предложим провести соревнование с параллельным клас­сом. Посмотрим, у кого окажется больший запаса золотых слов и какой класс может быть допущен в Высокое собра­ние. Для того чтобы никто не узнал наши «месторожде­ния», мы будем вести себя очень осторожно.

Итак, начинаем поиск золотосодержащих слов. Давайте сначала поищем ласковые слова, какими мамы обычно на­зывают своих детей или обращаются к ним. А как вас мамы называют ласково? Какие вы знаете ласковые слова?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Нам надо не только добыть как можно больше золотых слов, но и запомнить их. Для этого давайте их сгруппируем. Я буду называть группу слов, а вы добавлять в эту группу слова. (Обращение по цвету волос (златовласка, смоляночка, белоснежка), по цвету глаз (синеглазка, черноокая, сероглазая), по названиям частей тела (глаза­стик, лапочка, хвостик, ушастик), по ощущениям (радость), по внешнему виду и поведению (красотуля, шустрик), по отношению (миленький, дорогая, любимый), используя на­звания животных (лисёнок, зайка, медвежонок, ласточка, птенчик, рыбка), цветов, деревьев, ягод (розочка, василёк, берёзка, дубок, вишенка, ягодка), природных тел и явлений (звёздочка, капелька, солнышко, ураганчик), сказочных героев (принцесса, рыцарь, волшебница) и т.д.)

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: По моим подсчётам набирается более ста пяти­десяти золотых слитков ласковых обращений. Чтобы про­верить мои подсчёты, запишите дома те обращения, кото­рые вы сегодня узнали, и те, которые найдете ещё.

Дверь тихо открывается и входит «сыщик».

Сыщик: А что это вы тут делаете?

Учитель: Ничего особенного, просто учимся говорить, играя.

Сыщик: Как это вы играете, если вы сидите?

Учитель: Смотрите — играем! Я перехожу от одного уче­ника к другому, говорю фразу, а каждый повторяет её три раза.

Давайте продемонстрируем сыщику, как мы играем. Внимание, если вы ошибаетесь, я перехожу к другому уче­нику. Слушайте внимательно и повторяйте! «Купи кипу пик», «Милу мама мыла мылом», «Не руби дрова на траве двора», «Раз дрова, два дрова, три дрова», «У Саши в каше сыворотка из-под простокваши», «Цапля чахла, цапля со­хла», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Орел- король», «Саша шапкой сшибла шишку», «Стоит воз овса, возле воза — овца», «От топота копыт пыль по полю ле­тит», «У Паши шахматы, у Саши шашки», «Архип осип, Осип охрип».

Учащиеся выполняют задание. Сыщик: Убедили. Играете.

Сыщик уходит.

Учитель: Наверное, это сыщик хотел узнать, не нашли ли мы золотые слитки. Ребята, скажите, сколько этикетных ошибок он сделал?

Учащиеся: Не постучался, не поздоровался, не попросил разрешения войти, не извинился, что прервал наше обще­ние, не представился, не попрощался.

Учитель: Давайте продолжим поиски слов. Начнем искать те слова, которых так не хватило сыщику.

Итак, начинаем добывать золотые россыпи слов, кото­рыми люди приветствуют друг друга. Прошу выйти первую четверку учащихся и называть слова приветствий. Осталь­ные слушают внимательно, чтобы заменить золотоискателя, если наступит пауза. Начинаем.

Учащиеся: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Здравствуй­те!», «Приветствую вас!», «Привет!», «Рад встрече!» и т.д.

Учитель: Теперь выходят следующие четыре человека. Вас попрошу заняться добычей слов, которыми можно по­прощаться. Начинаем.

Учащиеся: «Всего доброго!», «Всего хорошего!», «Спо­койной ночи!», «Приятных сновидений!», «Пока, пока!», «В добрый путь!», «Счастливо!», «Приятной дороги!», «Мягкой посадки!», «Рада была вас видеть!», «Приятно было пообщаться», «Доброго пути!», «Будьте счастливы!» и т.д.

Учитель: Для следующей пары учеников такое задание — надо обратиться с просьбой и попросить книгу.

Учащиеся: «Дай мне, пожалуйста», «Прошу тебя», «Не мог бы ты одолжить мне», «Одолжи на время», «Если не трудно» и т.д.

Учитель: А теперь представьте, что покупатель просит продавца «оказать ему книгу.

Учащиеся: «Разрешите посмотреть», «Покажите мне, по­жалуйста», «Если не трудно» и т.д.

Учитель: Для следующей пары учеников такое задание — позвонить по телефону и обратиться с просьбой к кому-то, чтобы позвали вашу маму.

Учащиеся: «Здравствуйте! Я (имя, фамилия). Позовите, пожалуйста, к телефону Нину Ивановну» и т.д.

Учитель: А как вы позовёте своего друга к телефону, если трубку взял его папа?

Учащиеся: «Здравствуйте! Я (имя, фамилия). Позовите, пожалуйста, Сашу» и т.д.

Учитель: Сколько времени можно занимать общий теле­фон? Какой самый короткий разговор может состояться между приятелями? Приведите пример.

Учащиеся: «Привет! Ты сегодня приходишь на сек­цию?». — «Да». — «Отлично. Встретимся».

Учитель: Вновь выходят два человека. Вас попрошу за­няться добычей слов благодарности.

Учащиеся: «Благодарю вас», «Большое спасибо», «Вы бы­ли очень внимательны», «Вы меня очень выручили», «Я никогда не забуду того, что вы для меня сделали» и т.д.

Учитель: Давайте теперь попробуем найти вежливые об­ращения к знакомому или незнакомому человеку.

Учащиеся: «Будьте добры», «Будьте любезны», «Разреши­те спросить», «Разрешите обратиться», «Подскажите, по­жалуйста», «Скажите, пожалуйста», «Уточните, если не трудно» и т.д.

Учитель: Вспомните, как обращались люди друг к другу в разные времена.

Учащиеся: «Господин», «милостивый государь», «ваше благородие», «любезный», «батюшка», «сударь», «барин», «товарищ», «гражданин» и т.д.

Учитель: Послушайте музыкальные отрывки и скажите, какие чувства вызывают они у вас?

Звучат аудиозаписи музыкальных фрагментов Н. Богословского и И. Дунаевского. Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Добрые чувства выражаются ласковыми словами и радостной мелодией. А теперь я предлагаю за три мину­ты нарисовать «добро» и «зло», как вы их себе представ­ляете.

Учащиеся выполняют задание. Рисунки учащихся размещаются на стенде.

Учитель: Посмотрите, яркими красками нарисовано «доб­ро», темными — «зло».

А почему говорят: «Доброе слово и кошке приятно»?

Учитель: Как вы думаете, как правильно сказать: «Изви­ните, пожалуйста» или «извиняюсь»?

Учащиеся: «Извините, пожалуйста».

Учитель: А как еще можно попросить извинения друг у друга?

Учащиеся: «Извини», «Прости» и т.д.

Учитель: Сегодня на классном часе мы добыли много зо­лотых добрых выражений. Давайте их использовать в сво­ей речи.

На этом заседание тайного общества искателей золотых слов считаю закрытым.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru