Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Цели и задачи:

воспитание культуры поведения учащихся;

подготовка учащихся к проявлениям вежливости в раз­личных жизненных ситуациях;

закрепление правил поведения в общественных местах и общественном транспорте.

Оборудование:

музыкальный центр (вне поля зрения учащихся);

«Первый пропуск в общественные места» с кратким пе­речнем правил поведения (по количеству учащихся).

Ход классного часа

♦ Учащиеся рассаживаются на стулья, стоящие по периметру класса.

Звучит вальс из фильма «Берегись автомобиля».

Учитель: Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчи­ков и девочек в путь-дорогу! Сейчас мы отправляемся в виртуальное путешествие к двум знатным господам «Можно-с» и «Хочу-с».

Для того чтобы на дорогах жизни не оказаться в тупике, не попасть впросак и не краснеть в благородном обществе, вам надо будет сегодня продемонстрировать знание этике­та и владение своими эмоциями, свою собранность и сооб­разительность.

Так как нас много, то мы поедем на общественном транспорте.

Для разминки вначале давайте проведем блиц-опрос. Отвечать надо будет по одному и очень быстро. (Слово «блиц» означает «мгновенно», «не задумываясь».)

Что означает само слово «этикет»?

Учащиеся: Слово французское и означает «этикетка», «ярлык», «свод правил».

Учитель: Что такое «эмоции»?

Учащиеся: Выражение наших чувств и переживаний.

Учитель: Что значит «общественное место»?

Учащиеся: Место с большим количеством людей.

Учитель: Перечислите общественные места.

Как надо себя вести в общественных местах?

Учащиеся: Так, чтобы никому не мешать.

Учитель: Чем отличается «личный транспорт» от «обще­ственного транспорта»?

Что является «общественным местом» и «обществен­ным транспортом» одновременно?

Учащиеся: Метро.

Учитель: Перечислите весь «общественный транспорт». Как надо себя вести в общественном транспорте?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Отлично! Блиц-опрос закончен.

Наше путешествие необычное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, доброжелательных и находчивых ребят. А есть ли среди вас такие? Это мы проверим, когда вы выполните три задания.

Вам надо купить проездной билет, чтобы пользоваться общественным транспортом, а для этого надо уметь счи­тать. Сколько будет 3 рубля — рублями, рубль — пятака­ми, 3 копейки — по копейке, рубль и пятак?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Три большие галки

Шли домой с рыбалки.

В сумке каждая из них

Пять сельдей несла больших.

Сельди засолили, сосчитать забыли. Сколько рыбок галки

Принесли с рыбалки?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: И третье задание.

К двум зайчатам в час обеда Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок Сколько съедено морковок?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Молодцы, все получили проездные билеты. Те­перь можно отправляться в путь. Для этого нам нужен са­лон автобуса. Давайте сами его сделаем. Ребята, сидящие у боковой стены, будут членами жюри. Смотрите очень вни­мательно и замечайте все промахи. Ребята, сидящие возле окон, поверните свои стулья к доске и снова сядьте на них. Те, кто сидит у центральной стены, возьмите свои стулья и поставьте их рядом со стульями детей, сидящих возле окон, а сами встаньте к доске.

Теперь, вы входите в автобус, дверь которого находится у первого стула.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: А сейчас работает наше жюри.

Стулья были тихо поставлены у всех?

А ребята расселись достаточно тихо?

Где самое приятное место в автобусе?

Кто там должен сидеть?

Как справились ребята со своим заданием?

Заслушиваются ответы жюри.

Учитель: Внимание! Следующее задание.

Теперь членами жюри будут ребята, которые только что входили в салон автобуса, а те, кто был в жюри, поворачи­вают стулья к доске и садятся на них. К вам сейчас подся­дут ребята, которые сидели у окна. Пересаживайтесь и не забывайте, что жюри уже работает. Учтите ошибки своих товарищей, поставьте свои стулья и встаньте у доски. Вход в автобус также возле первого стула. Для того чтобы войти в автобус, вы будете уставшими взрослыми, которые воз­вращаются с работы, и кто-то даже пожилым человеком. Входить будем не все сразу, а с двух остановок. Входим. Поехали. Остановка. Входят остальные ребята, а 4 челове­ка выходят. Теперь все сели по своим местам.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Заслушаем жюри.

Тихо ли было в классе во время перестановки стульев? Смогли ли ребята превратиться во взрослых? А входили и выходили в одну дверь? Было ли тихо в автобусе?

Надо ли ставить сумки с продуктами на сиденья? Кто первым должен входит в автобус? Кто первым выходит и почему?

Заслушиваются ответы жюри.

Входят господа: дама Хочу-с и господин Можно-с.

Можно-с: Добрый день, господа!

Учащиеся встают и делают короткий поклон го­ловой.

Можно-с: У вас осталось последнее задание. Для того что­бы выполнить его, мы приглашаем вас посетить театр.

Хочу-с: Будьте внимательны! Я буду говорить медленно, но не буду повторять. Первое жюри, выходите со своими

стульями в центр комнаты и ставьте их в два ряда в шах­матном порядке спиной к доске, а сами встаньте к двери. Все остальные поверните свои стулья в первоначальное положение.

Учащиеся выполняют задание.

Хочу-с: Получилось! Вы становитесь жюри. Смотрите и отмечайте все неточности.

Можно-с: Вы в театре. Рассаживайтесь. Теперь те, кто си­дел в первом ряду, будут проходить на свои места между теми, кто сидит во втором ряду. Отлично! Теперь стулья поставьте в один ряд, но сядут на них лишь те из вас, кто сидел в первом ряду. Садитесь произвольно. И, наконец, садитесь все. Отлично!

Учащиеся выполняют задание.

Можно-с: Кто должен расставлять стулья?

Учащиеся: Мальчики.

Можно-с: Кто первый поднимается по лестнице?

Учащиеся: Мужчина.

Можно-с: Кто первый спускается?

Учащиеся: Женщина.

Можно-с: Почему?

Учащиеся: Чтобы мужчина не наступил на длинный подол женщины, а при спуске — поддерживал бы ее.

Можно-с: Кто первый входит в театр, кафе, ресторан?

Учащиеся: Женщина, мужчина придерживает дверь.

Можно-с: А кто первый проходит во внутрь помещения?

Учащиеся: Мужчина.

Можно-с: Почему?

Учащиеся: Чтобы найти место.

Хочу-с: Как быть, если не хватает места?

Учащиеся: Обратиться к дежурному или контролеру.

Хочу-с: Как надо проходит на свои места мимо тех, кто уже сидит в театре, кинозале?

Учащиеся: Лицом и извиняться.

Хочу-с: Можно ли есть шоколадки в зале, и шуршать бу­мажками?

Учащиеся: Нет.

Хочу-с: А если очень хочется, то можно?

Учащиеся: Нет.

Хочу-с: Почему?

Учащиеся: Театр — общественное место.

Можно-с: Что ж, мы считаем, что вы достойны «Первого

пропуска в общественные места».

Учащимся раздаются пропуска.

Хочу-с: Так как это лишь первые ваши пропуска, то я хочу пригласить вас на очередной раунд по этикету.

Можно-с: Всего доброго, господа!

Учащиеся встают.

Учитель: А теперь слушайте внимательно и отвечайте.

Простое слово — промежуток — В театре несколько минуток,

Пока начнется первый акт,

Мы назовем его (антракт).

На время что-то прекратив, Мы объявляем (перерыв). После урока непременно Нужна ребятам (перемена).

Звучит песня «Папа купил автомобиль» А. Пугачевой.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru