Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Учащиеся на фоне песни начинают рассказ.

Учащийся 1: Россия — это крупнейшее государство мира.

Её площадь 17 075,64 квадратных километров.

Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и по­пасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского мо­ря, самолету потребуется не менее 11 часов. Когда на од­ном конце России говорят: «Спокойной ночи!», то на другом конце российской земли отвечают: «С добрым ут­ром!». С севера на юг — путь тоже не близкий. От холод­ного Кольского полуострова до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде можно встретить людей.

Учащийся 2: По последней переписи населения в России проживают более 147 миллионов человек, 80 процентов из них — русские. Всех граждан, живущих в нашей стра­не, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.

Россия — великое многонациональное государство. На её землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп. Самый многонациональный район на­шей страны — это Северный Кавказ.

В состав России на добровольной основе вошли 89 субъектов Российской Федерации.

Учащийся 3: Это 21 республика: Адыгея, Алтай, Башкор­тостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия или Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская Республика, Чувашия.

Учащийся 4: Это 6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаров­ский.

Учащийся 5: Это 10 автономных округов: Агинский Бу­рятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймыр­ский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий, республика Крым.

Учащийся 6: .Это Еврейская автономная область.

Учащийся 7: Это 49 областей: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Ке­меровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибир­ская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская.

Учащийся 8: Это 3 города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург, Севастополь.

Учащийся 9: Да, много народов живёт в нашей стране, и все они составляют единую и дружную семью. Независимо от численности населения или места проживания нет и не может быть основных или второстепенных народов. Неза­висимо от национальности все они являются равноправны­ми гражданами России, россиянами. Так об этом и записа­но в Конституции Российской Федерации.

Учитель: Большое спасибо, ребята, за ваш рассказ. Сади­тесь на свои места, и давайте все вместе подумаем, зачем объединились народы в одно большое государство?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, басню Л.Н. Толстого, и тогда, я думаю, вам все станет ясно.

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

— Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь — вас всякий легко погубит».

Зачем же объединились народы в одно большое госу­дарство?

Учащиеся: Народы объединились в одно большое госу­дарство для того, чтобы стать могучей страной, чтобы ни­кто не захотел бы на них напасть и поработить. А если и случиться такое, как, например, во время Великой Отече­ственной войны, то всем вместе им будет легче справиться с бедой и победить врага.

Учитель: Правильно. А чем, по вашим наблюдениям, от­личаются люди разных национальностей?

Учащиеся: Во-первых, люди разных национальностей от­личаются друг от друга национальным или родным язы­ком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее гово­ря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, харак­тером.

Учитель: А знаете ли вы, как получилось, что на планете Земля, да и в нашей стране, люди разговаривают на разных языках?

Существует вот какая библейская легенда.

«Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес...» Воз­гордившись и желая прославить себя, люди ревностно за­нялись постройкой. Но господу не угодно было это. Он по­смотрел на город и башню, которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык... и не отстанут они

оттого, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого».

Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительство башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле».

Вот такая легенда.

А теперь вновь вернемся в настоящее.

Вот вы сказали, что у каждого народа свой родной язык. А как же люди между собой общаются?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Действительно, в России люди говорят на 100 национальных языках. Например, в Дагестане живёт около 30 небольших народов. Каждый народ говорит на своём языке, совершенно не похожем на язык соседнего. Но они могут прекрасно понимать друг друга, если будут говорить на русском языке.

Статьей 68 Конституции Российской Федерации рус­ский язык признан государственным языком. Он наиболее распространен в России, но не только потому, что русских в стране большинство. Этот язык помогает людям разных национальностей общаться друг с другом.

Русский язык по употреблению занимает третье место в мире.

А теперь настало время перейти к отчетам ваших экспе­диций.

Напомню, что, готовясь к нашему мероприятию, мы по­делились на экспедиции, каждая из которых собирала ма­териал о группах народов России. Для того чтобы было проще работать, мы разделили народы таким образом:

народы Крайнего Севера,

народы, говорящие на финно-угорских языках,

народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюрк­ских языках,

народы Сибири и Дальнего Востока,

народы Северного Кавказа.

На физической карте России учитель показывает места проживания каждой группы народов.

Учитель: Кроме того, вам была предложена таблица «На­роды России», основной задачей которой было помочь упорядочить полученные сведения. В качестве примера для заполнения таблицы были предложены «русские». А что получилось у вас?

Итак, пожалуйста, экспедиция «Народы Крайнего Се­вера».

Звучит национальная мелодия народов Крайнего Севера, исполняющаяся на бубнах.

Выступление учащихся.

Учащиеся: Уже само название этой группы народов гово­рит о месте её проживания — Крайний Север России. Су­ровые условия Арктики, где полгода длится полярная ночь, где температура воздуха, даже летом, не поднимается вы­ше нулевой отметки. В условиях вечной мерзлоты прожи­вают испокон веков чукчи и ненцы. Их относят к малочис­ленным народам России, так как по статистическим данным ненцев — 34 тысячи, а чукчей и того меньше, все­го 15,1 тысячи. В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении национального языка и культуры народов Се­вера, улучшении условий жизни людей.

Закройте глаза и представьте себя на месте этих народов.

На улице -40. А в жилище, которое называется чум, нет ни то чтобы электрических приборов отопления или водо- нагревательных батарей, нет даже газовой плиты. Стены дома — это жерди, образующие купол, а сверху на них на­тянуты шкуры животных. Ими устилают пол, ими укрыва­ются, как одеялами. Посередине жилища горит костер. Во­круг него сидят, лежат, спят люди. К слову сказать, всю одежду и обувь: куртки, брюки, легкие сапожки — торба­са или унтайуи, чулки, шапки — всё шьют на Севере из шкур оленей. Люди одеты в одежды из меха. Какие уж тут удобства!

Учащиеся демонстрируют фотографии о жизни народов Крайнего Севера.

Учащиеся: Кстати, машин на Крайнем Севере тоже нет. Передвигаются ненцы и чукчи либо на оленях, либо на со­бачьих упряжках.

А есть, чаще всего, приходится строганину — мясо за­мороженной рыбы, иногда добавляют засушенные травы и замороженные собранные летом ягоды брусники и голуби­ки. Это витаминная добавка к пище. На охоте при забое животных чукчи и ненцы могут есть и сырое мясо, немного пьют сырую кровь. Это не дикость, а жизненная необходи­мость. В сыром мясе и крови содержатся нужные организ­му человека вещества, спасающие от болезней.

Нелегко им приходится, но при этом они ещё находят в себе силы заниматься творчеством. Из костей животных острыми ножами вырезают различные фигурки. Сначала их использовали как амулеты, обереги, позднее стали укра­шать ими предметы домашней утвари.

Вырезали мастера и пеликенов — смеющихся человеч­ков, похожих на идолов, которым приписывали чудодейст­венную силу. Но на самом деле оба народа относятся к православным, а пеликенов на сегодняшний день дарят друг другу на удачу.

Учитель: Слово экспедиции «Народы, говорящие на финно-угорских языках».

Звучит мелодия в исполнении ансамбля народных инструментов.

Выступление учащихся.

К народам, говорящим на финно-угорских языках, от­носятся марийцы, удмурты, мордва, ханты, манси, карелы, коми. Они живут на Урале, на севере и северо-востоке Рос­сии. Все эти народы исповедуют христианство.

Самым многочисленным народом среди них является мордва. Их 1073 тысячи, за ними идут удмурты — 747 ты­сяч, марийцы — 644 тысячи. На четвёртом месте располо­жились коми — 336 тысяч, на пятом ханты — 22,3 тысячи. Меньше всех численность населения из этой группы у ман­си — всего лишь 8,3 тысячи.

Мал народ, зато богат традициями. Вот что нам удалось узнать.

У народа манси есть праздник, который называется медвежий. На улице зима. От снега все белым-бело. Жен­щины наряжаются в праздничные малицы, расшитые на­циональными узорами и разноцветным бисером. Мужчины надевают длинные рубахи, подпоясанные тесьмой и мягкие сапоги из оленьей шкуры. Все готовятся к торжеству.

Учащиеся показывают иллюстрации с националь­ными костюмами этих народов.

Учащиеся: Корни этого национального праздника уходят в глубину веков.

Когда-то, много лет назад, когда люди ещё не умели добывать огонь, медведь со своим сыном смотрели на них с неба. Молодой отпрыск, желая приключений, вымолил, чтобы отец отпустил его на землю. Отец согласился, но при условии, что сын будет справедлив с людьми и не бу­дет надеяться на его помощь с неба, сам преодолеет труд­ности. А чтобы тому было легче, дал с собой лук, стрелы и огонь.

Молодой медведь не послушал наставлений отца. Мно­го бед принес он людям. Сначала люди хотели просто проучить его и забрали то, что дал сыну родитель. Это не подействовало. И тогда один охотник убил его.

Вот с тех пор люди и пользуются огнем, луком и стре­лами. А перед отцом медведя чувствуют свою вину. Пото­му каждый год по осени устраивают для него праздник.

Начинается торжество с песен и плясок. Играет ан­самбль национальных инструментов, состоящий из кусле, шувыра, тумыра, шушпыка. Затем идёт карнавал масок, сделанных из бересты и меха. А заканчивается торжество праздничным столом, главным блюдом которого является оленина, сваренная в большом чугунном котле на костре. Не последнее место занимают и перепечи — пирожки с ка­пустой.

Несомненно, есть праздники и у других народов, гово­рящих на тюркских языках, но нам кажется, что об этом вы должны узнать сами.

Учитель: Экспедиция «Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках», ваша очередь.

Звучит татарская плясовая. Выступление учащихся.

Учащиеся: К народам Поволжья и Приуралья, говорящим на тюркских языках, относятся татары, башкиры, чуваши. Это многочисленные нации. Татар — 5,52 миллиона чело­век, а башкир — 1,35 миллиона. Оба эти народа исповеду­ют ислам, а вот чуваши, которых 1773,6 тысячи, хотя и жи­вут рядом, являются приверженцами христианской веры.

Учащиеся демонстрируют кукол в татарском, башкирском и чувашском национальных костюмах.

Учащиеся: Мы думаем, что вам будет интересно узнать о проведении такого мусульманского праздника, как Са­бантуй.

Сабантуй, или праздник плуга, проводится после окон­чания весенних полевых работ в июне месяце. Как любой

праздник, он начинается с приготовления. Для этого юно­ши седлают своих коней и отправляются собирать по до­мам подарки для участников состязаний. Хозяйка, чей дом посетит посланец, охотно отдает предметы домаш­него обихода или одежду, украшенную национальными узорами.

В день праздника народ собирается недалеко от деревни на широкой открытой местности. Присутствуют все от ма­ла до велика. Каждый старается приодеться и принарядить­ся. Даже лошадей, которые будут участвовать в скачках, украшают колокольчиками и цветами, вплетают в гривы ленточки.

Над полем возвышается шест с развевающимся на ветру привязанным узорным полотенцем. Это флаг Сабантуя.

Начинается праздник со скачек на лошадях, потом про­ходят бега, в которых могут состязаться не только взрос­лые, но и дети. Потом выбирают батыра Сабантуя — побе­дителя среди мужчин в национальной борьбе на кушаках. Ему в качестве подарка дают барана, которого он должен унести на вытянутых поднятых руках. Если ты не богат си­лой, но зато ловок и смел, можно сразиться в бою мешка­ми, сидя на бревне, или залезть на высокий гладкий столб. Каждый победитель получает свой приз.

А потом начинаются всеобщие народные гулянья с пес­нями да плясками и, конечно же, с национальными угоще­ниями, среди которых важное место занимают беляши — пирожки с мясом.

В Пензе Сабантуй проводят в центральном городском парке. Собираются и городские жители, и жители ближай­ших татарских сел и деревень, приходят и пензяки, испове­дующие другие религии. Всем находится здесь место, каж­дому рады, любого посадят за стол и угостят.

Как все-таки здорово, когда все вместе, и нет раздора между народами!

Учитель: А теперь послушаем рассказ о народах Сибири и Дальнего Востока.

♦ Звучит национальная песня. Вступление учащихся.

Учащиеся: Вслушайтесь в эту песню. Нигде более вы не сможете услышать её, кроме как на Дальнем Востоке. Только там люди владеют мастерством хорекээр, горловым пением, подражая животным и птицам этой суровой сторо­ны. Сибирь и Дальний Восток занимают алтайцы, ханты, манси, тувинцы, буряты, нанайцы, якуты и другие народы. Исповедуют они христианство, но среди тувинцев и буря­тов распространен буддизм, по окраинам морей в глухих селениях можно встретить и шаманов.

И раз сегодня пошёл рассказ о национальных праздни­ках, мы тоже хотели бы поведать вам о двух из них. Поче­му о двух, спросите вы. Да потому, что уж больно большая территория отдана Сибири и Дальнему Востоку, а людей живет не так уж и много: 421 тысяча бурятов, 382 тысячи якутов, 207 тысяч тувинцев, 69 тысяч алтайцев, 12 тысяч нанайцев. Среди них и самый многочисленный народ Рос­сии — русские.

Невозможно представить себе народы Сибири и Даль­него Востока без оленей. Как поётся в одной из песен: «Пароход — хорошо! Паровоз — хорошо! Самолёт — хо­рошо! А олени лучше!» Действительно, сложно было бы преодолеть людям большие пространства, да ещё и не на равнинной местности без этих животных. Бегут олени, ве­зут пассажиров и грузы, а бензина не просят, сами себе корм по дороге находят. Именно поэтому оленям в Сибири такое уважение и почёт, а к оленеводам особые требования в ловкости и быстроте, силе и смелости.

На праздник оленеводов принаряжаются и олени, и лю­ди. Женщины надевают расшитые национальными узорами шубы кухлянки, а мужчины малицу и яркие сорочки. Оле­ни от возбуждения трясуг головами и раздаются над бес­крайней белоснежной долиной перезвон колокольчиков. Первое соревнование — гонки. Трудно придётся соперни­кам, да тем более их ни пять, ни десять, а порой целых сто или сто пятьдесят! За конками идут прыжки через нарты на скорость. Как ни вспомнить тут зайца, да только надеяться приходится на свои ноги. Не забывается и ходьба на лы­жах, но только не на таких, как мы катаемся. В Сибири лыжи широкие, чтобы не проваливаться в снег и легче скользить. Финал соревнований — это метание аркана. Ар­кан, или тынзян, — это кожаный длинный ремень р петлей на конце. Его сворачивают кольцами и, выбрав животного, набрасывают на его рога или голову петлю. Без этого на­выка не заарканить оленеводу дикого оленя, не пополнить своего стада.

♦ Учащиеся показывают фотографии о проведении этих праздников.

Учащиеся: Кому милей олени, а кому и кони. Вот, напри­мер, в Якутии более почитают коня. А всё потому, что по старинной легенде, дошедшей до наших дней, первым жи­вотным, появившимся на Земле, была лошадь. От лошади, а точнее коня, произошёл полуконь-получеловек. Он-то и стал предком современного человека. Верят в это шаманы и убеждают в этом людей, организуя праздник Иенах.

Проводят этот праздник по окончании долгой и холод­ной зимы. Для нас, жителей Европейской части России, его можно сравнить по значимости с Новым годом. Соби­раются люди вместе на большой поляне в круг. В центре круга — костер, а около него — шаман. В руках у шамана кубок с кумысом — кобыльем молоком. Три раза во время чтения шаманом заклинания окропляется огонь кумысом. Всё это делается для того, чтобы боги благословили празд­ник и труд якутов. После песни шамана начинается танце­вальная часть праздника. Якутский национальный танец «Осоухай», очень похожий на русский хоровод, исполняют и дети, и взрослые — все желающие. А затем приходит время и состязаний: выжимание гири, перетягивания пал­ки, прыжки на одной и двух ногах. Ну и какой же праздник без скачек на лошадях!

С этим праздником связаны и многие приметы и тради­ции. Так, например, нужно заменить всё старое на новое, а старое выбросить или сжечь, чтобы начать новую жизнь. Чем не Новый год?

Кстати, любимые многими из нас пельмени — это на­циональное блюдо народов Сибири. Так, значит, и мы что- то позаимствовали от них?!

Учитель: Последняя экспедиция поведает нам о народах Северного Кавказа.

Звучит горная песня. Выступление учащихся.

Учащиеся: Северный Кавказ самый многочисленный по национальностям. Там проживают: 899 тысяч чеченцев, 386 тысяч кабардинцев, 270 тысяч черкесов, 78 тысяч бал­карцев, 598 тысяч осетин, 237 тысяч ингушей, 544 тысячи аварцев и другие народы.

Учащиеся показывают кукол в национальных кос­тюмах.

Учащиеся: Очень часто их называют горцами, темпера­ментными людьми, в чьих жилах течёт горячая кровь. Но любой спор в любую минуту готов разрешить совет ста­рейшин, который чтут и уважают от мала до велика. Кав­казцы славятся своим гостеприимством, каждого, кто пере­ступает порог их дома, они встречают, как дорогих гостей, и угощают различными яствами. Нигде, кроме Кавказа, вы не найдете такого разнообразия. Не случайно считают кав­казскую кухню одной из древнейших в мире. Любят здесь острую, сдобренную приправами пищу — мясо, салаты, необычного вида хлеб, зелень, тушеные овощи, сыры. Тон­кий вкус, потрясающий аромат, высокая питательная цен­ность — вот какие отклики получает пища кавказцев от за­езжих гостей. Навряд ли найдется хоть один среди вас, кто ни разу не пробовал бы шашлык, или суп-харчо, или люля- кебаб. А уж что говорить о таких сладостях, как халва, щербет или козинаки!

Кавказ прекрасен не только кухней, но и красотой род­ной природы. Кто видел восход солнца, освещенные его лучами горы и прилепленные к ним сакли, тот вряд ли это забудет. Неспроста красоту Кавказа воспевал в своих сти­хах Михаил Юрьевич Лермонтов, который служил там.

Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения «Утро на Кавказе»:

Светает — вьётся дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Ещё у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорождённый луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч.

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там...

Самобытен, экзотичен, прекрасен и незабываем Кавказ!

Молодцы! Замечательные рассказы с иллюстрациями и музыкальными моментами приготовила каждая из групп. Пришла пора подводить итоги.

Россия — дружная многонациональная семья равно­правных народов. На её территории проживают русские, татары, башкиры, чуваши, буряты, мордва, калмыки, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклада в общее дело развития России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудни­чество народов России, уважая в то же время националь­ные чувства каждого из них.

Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объ­единила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания.

Великая страна — ваш отчий дом, вы её будущие хозяева, а хорошим хозяевам надо знать всё, что делается в их доме.

♦ Учащиеся исполняют песню «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова И. Соловьевой).

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:       

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей.

Для меня Россия — белые березы,

Для меня Россия — утренние росы, Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша — это мы с друзьями.

Припев.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru