Учащиеся на фоне песни начинают рассказ.
Учащийся 1: Россия — это крупнейшее государство мира.
Её площадь 17 075,64 квадратных километров.
Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолету потребуется не менее 11 часов. Когда на одном конце России говорят: «Спокойной ночи!», то на другом конце российской земли отвечают: «С добрым утром!». С севера на юг — путь тоже не близкий. От холодного Кольского полуострова до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде можно встретить людей.
Учащийся 2: По последней переписи населения в России проживают более 147 миллионов человек, 80 процентов из них — русские. Всех граждан, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.
Россия — великое многонациональное государство. На её землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп. Самый многонациональный район нашей страны — это Северный Кавказ.
В состав России на добровольной основе вошли 89 субъектов Российской Федерации.
Учащийся 3: Это 21 республика: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия или Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская Республика, Чувашия.
Учащийся 4: Это 6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.
Учащийся 5: Это 10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий, республика Крым.
Учащийся 6: .Это Еврейская автономная область.
Учащийся 7: Это 49 областей: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская.
Учащийся 8: Это 3 города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург, Севастополь.
Учащийся 9: Да, много народов живёт в нашей стране, и все они составляют единую и дружную семью. Независимо от численности населения или места проживания нет и не может быть основных или второстепенных народов. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом и записано в Конституции Российской Федерации.
Учитель: Большое спасибо, ребята, за ваш рассказ. Садитесь на свои места, и давайте все вместе подумаем, зачем объединились народы в одно большое государство?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Послушайте, пожалуйста, басню Л.Н. Толстого, и тогда, я думаю, вам все станет ясно.
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
— Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломили прутья поодиночке.
Отец и говорит:
— Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь — вас всякий легко погубит».
Зачем же объединились народы в одно большое государство?
Учащиеся: Народы объединились в одно большое государство для того, чтобы стать могучей страной, чтобы никто не захотел бы на них напасть и поработить. А если и случиться такое, как, например, во время Великой Отечественной войны, то всем вместе им будет легче справиться с бедой и победить врага.
Учитель: Правильно. А чем, по вашим наблюдениям, отличаются люди разных национальностей?
Учащиеся: Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.
Учитель: А знаете ли вы, как получилось, что на планете Земля, да и в нашей стране, люди разговаривают на разных языках?
Существует вот какая библейская легенда.
«Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес...» Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык... и не отстанут они
оттого, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого».
Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительство башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле».
Вот такая легенда.
А теперь вновь вернемся в настоящее.
Вот вы сказали, что у каждого народа свой родной язык. А как же люди между собой общаются?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Действительно, в России люди говорят на 100 национальных языках. Например, в Дагестане живёт около 30 небольших народов. Каждый народ говорит на своём языке, совершенно не похожем на язык соседнего. Но они могут прекрасно понимать друг друга, если будут говорить на русском языке.
Статьей 68 Конституции Российской Федерации русский язык признан государственным языком. Он наиболее распространен в России, но не только потому, что русских в стране большинство. Этот язык помогает людям разных национальностей общаться друг с другом.
Русский язык по употреблению занимает третье место в мире.
А теперь настало время перейти к отчетам ваших экспедиций.
Напомню, что, готовясь к нашему мероприятию, мы поделились на экспедиции, каждая из которых собирала материал о группах народов России. Для того чтобы было проще работать, мы разделили народы таким образом:
народы Крайнего Севера,
народы, говорящие на финно-угорских языках,
народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках,
народы Сибири и Дальнего Востока,
народы Северного Кавказа.
На физической карте России учитель показывает места проживания каждой группы народов.
Учитель: Кроме того, вам была предложена таблица «Народы России», основной задачей которой было помочь упорядочить полученные сведения. В качестве примера для заполнения таблицы были предложены «русские». А что получилось у вас?
Итак, пожалуйста, экспедиция «Народы Крайнего Севера».
Звучит национальная мелодия народов Крайнего Севера, исполняющаяся на бубнах.
Выступление учащихся.
Учащиеся: Уже само название этой группы народов говорит о месте её проживания — Крайний Север России. Суровые условия Арктики, где полгода длится полярная ночь, где температура воздуха, даже летом, не поднимается выше нулевой отметки. В условиях вечной мерзлоты проживают испокон веков чукчи и ненцы. Их относят к малочисленным народам России, так как по статистическим данным ненцев — 34 тысячи, а чукчей и того меньше, всего 15,1 тысячи. В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении национального языка и культуры народов Севера, улучшении условий жизни людей.
Закройте глаза и представьте себя на месте этих народов.
На улице -40. А в жилище, которое называется чум, нет ни то чтобы электрических приборов отопления или водо- нагревательных батарей, нет даже газовой плиты. Стены дома — это жерди, образующие купол, а сверху на них натянуты шкуры животных. Ими устилают пол, ими укрываются, как одеялами. Посередине жилища горит костер. Вокруг него сидят, лежат, спят люди. К слову сказать, всю одежду и обувь: куртки, брюки, легкие сапожки — торбаса или унтайуи, чулки, шапки — всё шьют на Севере из шкур оленей. Люди одеты в одежды из меха. Какие уж тут удобства!
Учащиеся демонстрируют фотографии о жизни народов Крайнего Севера.
Учащиеся: Кстати, машин на Крайнем Севере тоже нет. Передвигаются ненцы и чукчи либо на оленях, либо на собачьих упряжках.
А есть, чаще всего, приходится строганину — мясо замороженной рыбы, иногда добавляют засушенные травы и замороженные собранные летом ягоды брусники и голубики. Это витаминная добавка к пище. На охоте при забое животных чукчи и ненцы могут есть и сырое мясо, немного пьют сырую кровь. Это не дикость, а жизненная необходимость. В сыром мясе и крови содержатся нужные организму человека вещества, спасающие от болезней.
Нелегко им приходится, но при этом они ещё находят в себе силы заниматься творчеством. Из костей животных острыми ножами вырезают различные фигурки. Сначала их использовали как амулеты, обереги, позднее стали украшать ими предметы домашней утвари.
Вырезали мастера и пеликенов — смеющихся человечков, похожих на идолов, которым приписывали чудодейственную силу. Но на самом деле оба народа относятся к православным, а пеликенов на сегодняшний день дарят друг другу на удачу.
Учитель: Слово экспедиции «Народы, говорящие на финно-угорских языках».
Звучит мелодия в исполнении ансамбля народных инструментов.
Выступление учащихся.
К народам, говорящим на финно-угорских языках, относятся марийцы, удмурты, мордва, ханты, манси, карелы, коми. Они живут на Урале, на севере и северо-востоке России. Все эти народы исповедуют христианство.
Самым многочисленным народом среди них является мордва. Их 1073 тысячи, за ними идут удмурты — 747 тысяч, марийцы — 644 тысячи. На четвёртом месте расположились коми — 336 тысяч, на пятом ханты — 22,3 тысячи. Меньше всех численность населения из этой группы у манси — всего лишь 8,3 тысячи.
Мал народ, зато богат традициями. Вот что нам удалось узнать.
У народа манси есть праздник, который называется медвежий. На улице зима. От снега все белым-бело. Женщины наряжаются в праздничные малицы, расшитые национальными узорами и разноцветным бисером. Мужчины надевают длинные рубахи, подпоясанные тесьмой и мягкие сапоги из оленьей шкуры. Все готовятся к торжеству.
Учащиеся показывают иллюстрации с национальными костюмами этих народов.
Учащиеся: Корни этого национального праздника уходят в глубину веков.
Когда-то, много лет назад, когда люди ещё не умели добывать огонь, медведь со своим сыном смотрели на них с неба. Молодой отпрыск, желая приключений, вымолил, чтобы отец отпустил его на землю. Отец согласился, но при условии, что сын будет справедлив с людьми и не будет надеяться на его помощь с неба, сам преодолеет трудности. А чтобы тому было легче, дал с собой лук, стрелы и огонь.
Молодой медведь не послушал наставлений отца. Много бед принес он людям. Сначала люди хотели просто проучить его и забрали то, что дал сыну родитель. Это не подействовало. И тогда один охотник убил его.
Вот с тех пор люди и пользуются огнем, луком и стрелами. А перед отцом медведя чувствуют свою вину. Потому каждый год по осени устраивают для него праздник.
Начинается торжество с песен и плясок. Играет ансамбль национальных инструментов, состоящий из кусле, шувыра, тумыра, шушпыка. Затем идёт карнавал масок, сделанных из бересты и меха. А заканчивается торжество праздничным столом, главным блюдом которого является оленина, сваренная в большом чугунном котле на костре. Не последнее место занимают и перепечи — пирожки с капустой.
Несомненно, есть праздники и у других народов, говорящих на тюркских языках, но нам кажется, что об этом вы должны узнать сами.
Учитель: Экспедиция «Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках», ваша очередь.
Звучит татарская плясовая. Выступление учащихся.
Учащиеся: К народам Поволжья и Приуралья, говорящим на тюркских языках, относятся татары, башкиры, чуваши. Это многочисленные нации. Татар — 5,52 миллиона человек, а башкир — 1,35 миллиона. Оба эти народа исповедуют ислам, а вот чуваши, которых 1773,6 тысячи, хотя и живут рядом, являются приверженцами христианской веры.
Учащиеся демонстрируют кукол в татарском, башкирском и чувашском национальных костюмах.
Учащиеся: Мы думаем, что вам будет интересно узнать о проведении такого мусульманского праздника, как Сабантуй.
Сабантуй, или праздник плуга, проводится после окончания весенних полевых работ в июне месяце. Как любой
праздник, он начинается с приготовления. Для этого юноши седлают своих коней и отправляются собирать по домам подарки для участников состязаний. Хозяйка, чей дом посетит посланец, охотно отдает предметы домашнего обихода или одежду, украшенную национальными узорами.
В день праздника народ собирается недалеко от деревни на широкой открытой местности. Присутствуют все от мала до велика. Каждый старается приодеться и принарядиться. Даже лошадей, которые будут участвовать в скачках, украшают колокольчиками и цветами, вплетают в гривы ленточки.
Над полем возвышается шест с развевающимся на ветру привязанным узорным полотенцем. Это флаг Сабантуя.
Начинается праздник со скачек на лошадях, потом проходят бега, в которых могут состязаться не только взрослые, но и дети. Потом выбирают батыра Сабантуя — победителя среди мужчин в национальной борьбе на кушаках. Ему в качестве подарка дают барана, которого он должен унести на вытянутых поднятых руках. Если ты не богат силой, но зато ловок и смел, можно сразиться в бою мешками, сидя на бревне, или залезть на высокий гладкий столб. Каждый победитель получает свой приз.
А потом начинаются всеобщие народные гулянья с песнями да плясками и, конечно же, с национальными угощениями, среди которых важное место занимают беляши — пирожки с мясом.
В Пензе Сабантуй проводят в центральном городском парке. Собираются и городские жители, и жители ближайших татарских сел и деревень, приходят и пензяки, исповедующие другие религии. Всем находится здесь место, каждому рады, любого посадят за стол и угостят.
Как все-таки здорово, когда все вместе, и нет раздора между народами!
Учитель: А теперь послушаем рассказ о народах Сибири и Дальнего Востока.
♦ Звучит национальная песня. Вступление учащихся.
Учащиеся: Вслушайтесь в эту песню. Нигде более вы не сможете услышать её, кроме как на Дальнем Востоке. Только там люди владеют мастерством хорекээр, горловым пением, подражая животным и птицам этой суровой стороны. Сибирь и Дальний Восток занимают алтайцы, ханты, манси, тувинцы, буряты, нанайцы, якуты и другие народы. Исповедуют они христианство, но среди тувинцев и бурятов распространен буддизм, по окраинам морей в глухих селениях можно встретить и шаманов.
И раз сегодня пошёл рассказ о национальных праздниках, мы тоже хотели бы поведать вам о двух из них. Почему о двух, спросите вы. Да потому, что уж больно большая территория отдана Сибири и Дальнему Востоку, а людей живет не так уж и много: 421 тысяча бурятов, 382 тысячи якутов, 207 тысяч тувинцев, 69 тысяч алтайцев, 12 тысяч нанайцев. Среди них и самый многочисленный народ России — русские.
Невозможно представить себе народы Сибири и Дальнего Востока без оленей. Как поётся в одной из песен: «Пароход — хорошо! Паровоз — хорошо! Самолёт — хорошо! А олени лучше!» Действительно, сложно было бы преодолеть людям большие пространства, да ещё и не на равнинной местности без этих животных. Бегут олени, везут пассажиров и грузы, а бензина не просят, сами себе корм по дороге находят. Именно поэтому оленям в Сибири такое уважение и почёт, а к оленеводам особые требования в ловкости и быстроте, силе и смелости.
На праздник оленеводов принаряжаются и олени, и люди. Женщины надевают расшитые национальными узорами шубы кухлянки, а мужчины малицу и яркие сорочки. Олени от возбуждения трясуг головами и раздаются над бескрайней белоснежной долиной перезвон колокольчиков. Первое соревнование — гонки. Трудно придётся соперникам, да тем более их ни пять, ни десять, а порой целых сто или сто пятьдесят! За конками идут прыжки через нарты на скорость. Как ни вспомнить тут зайца, да только надеяться приходится на свои ноги. Не забывается и ходьба на лыжах, но только не на таких, как мы катаемся. В Сибири лыжи широкие, чтобы не проваливаться в снег и легче скользить. Финал соревнований — это метание аркана. Аркан, или тынзян, — это кожаный длинный ремень р петлей на конце. Его сворачивают кольцами и, выбрав животного, набрасывают на его рога или голову петлю. Без этого навыка не заарканить оленеводу дикого оленя, не пополнить своего стада.
♦ Учащиеся показывают фотографии о проведении этих праздников.
Учащиеся: Кому милей олени, а кому и кони. Вот, например, в Якутии более почитают коня. А всё потому, что по старинной легенде, дошедшей до наших дней, первым животным, появившимся на Земле, была лошадь. От лошади, а точнее коня, произошёл полуконь-получеловек. Он-то и стал предком современного человека. Верят в это шаманы и убеждают в этом людей, организуя праздник Иенах.
Проводят этот праздник по окончании долгой и холодной зимы. Для нас, жителей Европейской части России, его можно сравнить по значимости с Новым годом. Собираются люди вместе на большой поляне в круг. В центре круга — костер, а около него — шаман. В руках у шамана кубок с кумысом — кобыльем молоком. Три раза во время чтения шаманом заклинания окропляется огонь кумысом. Всё это делается для того, чтобы боги благословили праздник и труд якутов. После песни шамана начинается танцевальная часть праздника. Якутский национальный танец «Осоухай», очень похожий на русский хоровод, исполняют и дети, и взрослые — все желающие. А затем приходит время и состязаний: выжимание гири, перетягивания палки, прыжки на одной и двух ногах. Ну и какой же праздник без скачек на лошадях!
С этим праздником связаны и многие приметы и традиции. Так, например, нужно заменить всё старое на новое, а старое выбросить или сжечь, чтобы начать новую жизнь. Чем не Новый год?
Кстати, любимые многими из нас пельмени — это национальное блюдо народов Сибири. Так, значит, и мы что- то позаимствовали от них?!
Учитель: Последняя экспедиция поведает нам о народах Северного Кавказа.
Звучит горная песня. Выступление учащихся.
Учащиеся: Северный Кавказ самый многочисленный по национальностям. Там проживают: 899 тысяч чеченцев, 386 тысяч кабардинцев, 270 тысяч черкесов, 78 тысяч балкарцев, 598 тысяч осетин, 237 тысяч ингушей, 544 тысячи аварцев и другие народы.
Учащиеся показывают кукол в национальных костюмах.
Учащиеся: Очень часто их называют горцами, темпераментными людьми, в чьих жилах течёт горячая кровь. Но любой спор в любую минуту готов разрешить совет старейшин, который чтут и уважают от мала до велика. Кавказцы славятся своим гостеприимством, каждого, кто переступает порог их дома, они встречают, как дорогих гостей, и угощают различными яствами. Нигде, кроме Кавказа, вы не найдете такого разнообразия. Не случайно считают кавказскую кухню одной из древнейших в мире. Любят здесь острую, сдобренную приправами пищу — мясо, салаты, необычного вида хлеб, зелень, тушеные овощи, сыры. Тонкий вкус, потрясающий аромат, высокая питательная ценность — вот какие отклики получает пища кавказцев от заезжих гостей. Навряд ли найдется хоть один среди вас, кто ни разу не пробовал бы шашлык, или суп-харчо, или люля- кебаб. А уж что говорить о таких сладостях, как халва, щербет или козинаки!
Кавказ прекрасен не только кухней, но и красотой родной природы. Кто видел восход солнца, освещенные его лучами горы и прилепленные к ним сакли, тот вряд ли это забудет. Неспроста красоту Кавказа воспевал в своих стихах Михаил Юрьевич Лермонтов, который служил там.
Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения «Утро на Кавказе»:
Светает — вьётся дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Ещё у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорождённый луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч.
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там...
Самобытен, экзотичен, прекрасен и незабываем Кавказ!
Молодцы! Замечательные рассказы с иллюстрациями и музыкальными моментами приготовила каждая из групп. Пришла пора подводить итоги.
Россия — дружная многонациональная семья равноправных народов. На её территории проживают русские, татары, башкиры, чуваши, буряты, мордва, калмыки, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклада в общее дело развития России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них.
Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания.
Великая страна — ваш отчий дом, вы её будущие хозяева, а хорошим хозяевам надо знать всё, что делается в их доме.
♦ Учащиеся исполняют песню «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова И. Соловьевой).
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей.
Для меня Россия — белые березы,
Для меня Россия — утренние росы, Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Припев.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша — это мы с друзьями.
Припев.