Задачи:
знакомство детей друг с другом
организация взаимодействия в ходе совместной деятельности
ознакомление с основными помещениями школы
помощь в адаптации детей к школе.
Ход урока
1. Предварительный этап.
Учитель готовит карту путешествия, сообщает работникам школы о времени посещения их станции, раздаёт роли пятиклассникам, которые будут встречать первоклассников на каждом этапе.
2. Основной этап.
1) Беседа. (Звучит мелодия "Здравствуй, школа”.)
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Я ваша первая учительница. Вот и наступил долгожданный день, когда вы впервые пришли в школу, страну Знаний. Я уверена, что вы с нетерпением ждали этого дня. Вы заметили, что каждый из вас в этот день немного повзрослел? Ещё вчера вас называли детьми, малышами, а с сегодняшнего дня о вас будут говорить: "Это ученик, школьник”. А у учеников всё по-другому.
Каждый день вы будете приходить в школу. Наша школа будет вам вторым домом. В школе много комнат. Это – кабинеты. Хотите познакомиться с ними?
2) Инструктаж.
Перед вами карта нашего путешествия. Сейчас мы сядем в волшебный паровозик, и он повезёт нас по школьным станциям. Все готовы? Напомните, какие правила мы должны соблюдать во время нашего путешествия? (Идти парами, громко не разговаривать, здороваться с работниками школы и т.д.)
3) Итак, первая остановка – библиотека.
Ребята, кто знает, что за этой дверью? Давайте проверим.
Азбука: Здравствуйте, ребята. Это мой дом – библиотека, хранилище книг.
Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
А какие книги вы любите читать? Здесь вам будут выдавать школьные книги – учебники.
Я – книга, я – товарищ твой! |
Мой переплет не выгибай. |
Как вы будете обращаться с книгами?
До свидания, книга! Мы едем дальше.
Перед вами медицинский кабинет. Кого мы здесь встретим?
Ой, посмотрите, кто это? Это же доктор Айболит. Здравствуй, Айболит. Что ты здесь делаешь?
Айболит: Здесь я работаю, это мой кабинет. Вот мои инструменты. Я буду следить за здоровьем ребятишек.
Чтоб здоровье сохранить, |
Чтобы ни один микроб |
– Если, ребята, вы будете соблюдать эти правила, вы не будете болеть.
Спасибо, доктор Айболит. До свидания.
Какая следующая станция? Это актовый зал. Посмотрите, какой он большой, просторный. Здесь будут проходить ваши праздники. Вспомните, какие праздники вы праздновали в детском саду? А какие хотели бы справлять в школе? Первый ваш праздник будет совсем скоро. Это будет праздник "Посвящение в первоклассники”.
Отправляемся дальше. Где мы будем завтракать? Конечно, в столовой.
Кто это нас встречает? Это поварёнок.
Поварёнок: Здравствуйте, ребята.
Кто столовую откроет?
Ребятне на стол накроет?
Суп в тарелки кто нальёт?
Кто за нами уберёт?
Кто нам даст добавки новой?
Лишь работники столовой!
Познакомьтесь, это наши повара. А загадки вы любите? Тогда отгадывайте:
Как надела сто рубах, |
На жарком солнышке подсох |
– Молодцы! Все загадки разгадали. А теперь пора и подкрепиться. Напомните правила поведения за столом. (Ответы детей.)
– Вот ваш стол. Здесь вы будете завтракать на второй перемене. Рассаживайтесь! Приятного аппетита, до встречи!
Карта нас ведёт в спортивный зал. Там нас уже кто-то ждёт.
Мальчик (в спортивной форме): Здравствуйте, ребята! Здесь вы будете заниматься спортом. Какие спортивные снаряды вы знаете? Зачем нужен спорт?
А как вы думаете, что вы будете делать на уроках физкультуры?
А сейчас проверим, что вы умеете. Мальчики, попрыгайте на правой ножке. Молодцы! Девочки, попрыгайте на левой ножке. Молодцы! А теперь все вместе сделайте 3 приседания. Отлично!
Чтоб здоровым быть сполна |
Нам полезно без сомненья |
– До свидания, до новых встреч!
А наш путь лежит в школьную раздевалку. Для чего она? Правильно. Здесь надо оставлять свою одежду и уличную обувь. Давайте вместе попробуем составить правила поведения в раздевалке, ведь здесь много ребят и нельзя друг другу мешать.
Вешай свою одежду на определенное (свое) место.
Варежки, перчатки положи в карман, головной убор – в рукав.
Одежду вешай аккуратно.
В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
Увидел упавшую одежду – подними.
В карманах ничего не оставляй.
Будь вежлив с товарищами, помогай другим
– Молодцы, эти правила надо обязательно соблюдать, тогда ваши вещи всегда будут на месте.
Поехали дальше! Что у нас дальше по карте? Кабинет директора. Сначала надо спросить у секретаря, не отвлекаем ли мы директора от работы. Ведь директор руководит нашей большой школой.
Речь директора.
Ну, а теперь нам осталась последняя остановка. Это наш класс.
Самая главная комната, в которой вы будете учиться – это класс.
Какой он чистый, уютный. Он ждал вас, прихорашивался, чтобы встретить вас и познакомиться. Он надеется, что вы будете его беречь, станете его друзьями. В этой волшебной комнате вы каждый день будете получать особенные подарки. Но это не игрушки, не конфеты. Это знания. Я передам вам, мои дорогие дети, все свои знания, чтобы вы росли умными, добрыми, трудолюбивыми.
В нашем классе вас встречают пятиклассники, которые здесь учились 4 года. По-моему, они хотят вам что-то сказать.
Вот пришёл желанный час, |
Одевайся аккуратно, |
– А ещё обязательно надо соблюдать правила поведения на уроках и переменах. Попробуйте их назвать сами. Что можно и нельзя делать в школе. А пятиклассники вам помогут.
Все вежливые люди при встрече здороваются. Когда к нам в класс кто-то зайдёт, мы тоже должны с ним поздороваться. Это мы будем делать так. (Пятиклассники демонстрируют образец, а первоклассники тренируются). Когда вы хотите ответить на вопрос учителя, надо поднять руку и ждать, когда тебя спросят. Покажите, как вы будете это делать. Молодцы!
3. Заключение
– Итак, вспомните, где вы побывали? Кого встретили? Какие правила запомнили? Где больше всего понравилось?
Я поздравляю вас с началом школьной жизни, желаю вам быть добрыми и честными. Школа станет для вас вторым домом, где вы научитесь грамоте. Найдёте много новых друзей. В добрый путь, первоклашки! Успехов вам в учёбе! Будьте всегда сильными и здоровыми! А завтра я снова вас жду в нашем классе.
4. Творческий этап
– Дома нарисуйте, что вам больше всего запомнилось, понравилось.