Творческая работа: Нарисуй в верхнем, среднем и нижнем ярусах знаки — символы четырех стихий согласно народному представлению о мироздании. Выполни по наблюдению зарисовки фасада дома, резных наличников с символами небосвода, земли, воды. Нарисуй в альбоме народный костюм, украшенный орнаментом со знаком мироздания.
Вид изобразительной деятельности: Рисование по наблюдению (материалы по выбору).
Основные цели и задачи урока
1. Способствовать формированию у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и костюма.
2. Создавать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.
3. Закреплять у четвероклассников навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.
Примерный ход урока
1. Беседа с детьми об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, о его символическом значении, об отражении в нем модели мироздания с опорой на произведения вернисажа «Узоры из глубины веков».
2. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о символике элементов орнамента.
3. Выполнение четвероклассниками зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках и народном костюме.
4. Подведение итогов: обобщаем представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента.
Тема этого урока, как и тематика многих предыдущих, вновь обращает внимание учащихся на символику народного искусства. На этот раз речь идет об образе мира, заключенном в облике и орнаментике крестьянского жилища и народного костюма. Картина мира, модель мира уже рассматривались на примерах символики древа жизни, резной и расписной прялки, и детям будет не сложно по аналогии попытаться раскрыть символический смысл конструкции и декора избы и костюма.
В ходе беседы можно вернуться к материалу уроков 2 и 7 (У., с. 11—15, 40—43) и вспомнить о народном мировосприятии, о трехчастной картине мира, которая так или иначе отражалась в художественных образах народного искусства. В диалоге с учащимися по произведениям вернисажа «Узоры из глубины веков» полезно использовать вопросы (У., с. 113, 116) и материалы рубрики «Возьми на заметку» (У., с. 117). Предложите четвероклассникам самостоятельно прочитать текст учебника, найти ответы и подтверждение основных положений в произведениях вернисажа, а затем организуйте обсуждение-обобщение увиденного и сказанного. Обратите внимание на символику конструкции: верх — крыша, потолок (изба), головной убор (костюм) — символизирует небесный свод; средняя часть — сруб избы, средняя часть рубахи, сарафана — земной мир; низ — подпол (изба), кромка (подол сарафана, рубахи) — подземный мир. Предложите учащимся привести примеры орнаментики в разных частях конструкции жилища и костюма. Включите в обсуждение-обобщение сведения из краткого справочного материала (с. 227—230).
Предложите детям фломастером (черным или коричневым) выполнить зарисовки знаков-символов на резных наличниках (Т., с. 56—57), а в альбоме или на отдельном листе — зарисовку костюма со знаками мироздания. Изображение здесь может быть выполнено как с помощью знаков (графически), так и вполне реалистическими графическими или живописно-декоративными изображениями.
Подводя итог урока, обсудите вместе с детьми их работы, отметьте, насколько соответствует расположение изображений символов в детских рисунках народной картине мироздания, насколько фантазия учащихся согласуется с фольклорным мировосприятием.
Краткий справочный материал
Орнамент — это музыка. Ряды линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры — какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, все сердце и весь разум, как наша Древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только «избяной обоз», что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег...
Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. Ни Запад и ни Восток, взятый вместе с Египтом, выдумать этого не могли, хоть бы тысячу раз повторили себя своей культурой обратно. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья. «Я еду к тебе, в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, запрокидывая голову конька в небо. Такое отношение к вечности как к родительскому очагу проглядывает и в символе нашего петуха на ставнях. Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что «здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти отепленные поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина». <...>
Голубь на князьке крыльца есть знак осенения кротостью. Это слово пахаря входящему: «Кротость веет над домом моим, кто б ты ни был, войди, я рад тебе». Вырезав этого голубя над крыльцом, пахарь значением его предупредил и сердце входящего. Изображается голубь с распростертыми крыльями. Размахивая крыльями, он как бы хочет влететь в душу того, кто опустил свою стопу на ступень храма-избы, совершающего литургию миру и человеку, и как бы хочет сказать: «Преисполнясь мною, ты постигнешь тайну дома сего». <...>
Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов.
Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному своду, а матица — Млечному Пути. <...> (Есенин С. Ключи Марии / С. Есенин // Есенин С. Полн. собр. соч.: В 7 т. — М., 1995. — Т. 5. — С. 186—213.)
Символика внешнего убранства крестьянского дома. Применительно к дому нас может особенно интересовать архитектурная домовая резьба, столь щедро представленная в крестьянском искусстве: конек на крыше, резные причелины с громовыми знаками, наличники окон и т. п. Идея охраны стен, окон и кровли жилища при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго.
Чем же были защищены хоромы от повсеместно разлитого «на злых ветрах» губительного начала? Это прежде всего доброжелательные символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора: изображения солнца, «громовые знаки», фигура богини на вершине строения, конские головы в качестве «кнеса», подковы у дверей и т. п. <...>
Обратим внимание на то, что и в архитектуре, и в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента. Орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека. <...>
В народной архитектуре декоративные (а в свое время магически-заклинательные по своему смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное священное изображение (конь, оленья голова с рогами, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши. Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для навий убежище всех членов семьи. Внутри дома (на случай проникновения злыдней) все обиходные предметы также были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. <...> Важно отметить, что архитектурный декор не был простой суммой отдельных знаков, даже таких значительных и могущественных, как знак Солнца. Это была защита при помощи макрокосма, тщательно воспроизведенного во всех своих основных элементах в декоре жилища, которое становилось микрокосмом семьи. Этот, созданный руками человека, микрокосм повторял картину мира, возникшую в представлениях предков славян (да и многих других народов) где-то в глубинах бронзового века. Внизу была священная земля предков, освященная специальным аграрно-магическим обрядом. Наземный ярус мира, тот, в котором жили люди, был в изобилии снабжен магическими охранительными знаками. <...>
Выше этого человеческого, жилого яруса воспроизводились небеса, два неба, как и положено в древней картине мира, где среднее небо, облекающее землю, небо светил и воздуха, отделено от верхнего голубым куполом придуманной древними «тверди». (Рыбаков Б. А.Язычество Древней Руси. Ч. 3. — Гл. 10, 11.)
Народный костюм как образ мироздания. Обильный этнографический материал позволяет построить такую схему женского восточнославянского наряда в целом.
Головной убор. Идея неба; изображение солнца, мирового древа, устремляющегося в небо. Изображения птиц. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: кокошник (от «кокошь» — петух, кур), кика, кичка, (утка), сорока и т. п. Частые в археологическом материале головные венчики, окружающие голову, могут рассматриваться как символ «кругозора» — горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землей. <...> Подвески к головному убору. В этнографии и в материалах XVI—XVII вв. широко известны рясны, вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). В металлических изделиях этого типа часты изображения птиц, а в бисерных ряснах, как бы имитирующих дождевые струи, обязательны «пушки», изготовленные из лебяжьего или гусиного пуха. В археологическом материале в качестве таких подвесок к ряснам служили так называемые колты с изображениями русалок, семарглов или грифонов, т. е. во всех случаях посредников между небом и землей. С головным убором связаны височные кольца, хорошо известные в археологическом материале. Кроме того, по этнографическим и археологическим данным, известны декоративные сетки (бисерные, серебряные), которые пришиваются к головному убору сзади и, опускаясь вниз на плечи, закрывают шею женщины сзади. <...>
«Гривная утварь» — ожерелья, украшения шеи и груди. Известны наборы бус, мониста из старых монет; специальных украшений мало. Кроме шейных металлических гривен, разнообразных импортных бус, обнаружено множество ожерельных подвесок разнообразного содержания. Есть солярные знаки, есть изображения луны, крестовидные подвески (не связанные с христианством), подвески с изображениями зверей и птиц и подвески-крины. Самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Голова, лицо и сердце являются главной сущностью человека — здесь сосредоточено все важнейшее: и центр жизнедеятельности (сердце), и все средства познания многообразия мира человеком: органы зрения, слуха, вкуса, обоняния. Сердце прикрывалось целым набором амулетов, а на шее и около нее сосредоточивалось у каждой женщины множество бус, ожерелий, подвесок с несомненным магическим содержанием. <...>
Обилие символических украшений-оберегов около ворота одежды и на шее объясняется тем, что здесь — наименее защищенная часть тела.
Голова покрыта кокошником (или его обыденной заменой), корпус и ноги женщины закрыты одеждой, при изготовлении которой щедро применялась заклинательная символика, а шея во всех случаях оставалась открытой. Поэтому женщины стремились обезвредить этот опасный участок изобилием подвесок. <...>
Вышивка на предплечьях рукавов. Она нередко содержала архаичный символ возделанного поля, нивы: косо поставленный квадрат разделен на четыре части и в каждом малом квадрате помещена точка — знак зерна. Помещение идеограммы нивы именно в этом месте рукава прекрасно объясняется самим содержанием знака: нива требует труда, рук, и вышивальщицы когда-то сознательно, а в XIX—XX вв. уже по традиции изображали на рукаве рубахи в том месте, где он облегает главные мышцы, знак поля, как точку приложения мускульной силы.
Такие же знаки нивы (и идеограмму дома, сруба) вышивали на шерстяных поневах вдоль бедер и ног, стремясь этим магическим узором придать большую силу корпусу и ногам. <...>
Подол одежды. Здесь в вышивке господствует, естественно, идея земли: небольшие растения, ходящие по земле птички, цветы. Изредка встречается идеограмма засеянного поля...
Такова в самых общих чертах <...> схема заклинательного содержания женского наряда и убора.