Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Творческая работа: Нарисуй зимнюю картину природы гуашью. 
Вид изобразительной деятельности: Рисование по наблюдению, по памяти, по представлению на заданную тему (гуашь, кисти).

Основные цели и задачи урока
1. Создавать атмосферу для любования и восхищения детей причудами зимней природы, для их эмоционально-эстетического отзыва на произведения живописцев, графиков и рисунки сверстников.
2. Содействовать целостному восприятию учащимися природных явлений.
3. Активизировать образное мышление, фантазию детей.
4. Закреплять у четвероклассников навыки работы над композицией с использованием подготовительных материалов предыдущего урока, осваивать приемы свободной работы красками.

Примерный ход урока

1. Продолжение диалога с детьми по произведениям вернисажа «За салазки, да и в гору весело бежать!».
2. Выбор учащимися сюжета для собственной живописной композиции.
3. Выполнение четвероклассниками композиции по памяти, наблюдению, представлению без предварительного рисунка (Т., с. 47).
4. Подведение итогов: создаем вернисаж из рисунков детей, любуемся работами и радуемся получившимся зимним картинам.

      На этом уроке продолжается работа над композицией «Зимние фантазии». Уже проделана серьезная подготовка. Однако, чтобы настроить учащихся на творческий лад, следует оживить в памяти материалы прошлого урока и вызвать их на разговор о предстоящей работе. Этому будут способствовать вопросы (У., с. 90), репродукции картин, схемы, помогающие в изображении фигуры человека в разнообразных поворотах и действиях. С целью активизации творческой фантазии посоветуйте детям подобрать образные слова, выражения, характеризующие такие, например, явления природы, как снег, небо, вьюга, деревья, иней. Проведите с четвероклассниками пятиминутку по уточнению сюжета их композиции, помогите тем, кто затрудняется в формировании замысла. В рисунках можно запечатлеть самые разные моменты жизни. Картины могут отражать различное время суток, разное состояние природы — солнечную или пасмурную погоду, крепкий мороз или оттепель. Поэтому для каждого ученика найдется оригинальная тема, не похожая на другую. Ведь и действие, происходящее в картине, каждый из них трактует по-своему. Помогите учащимся определиться с темой, предложите на выбор названия, например: «Мой город (село) просыпается» (взрослые спешат на работу, дети с родителями — в детский сад, ученики — в школу, дворники убирают выпавший за ночь снег, оживляется на дорогах транспорт и т. д.); «Вечереет» (загораются огни в окнах, люди возвращаются с работы, молодежь идет на каток); «Радуемся зиме» (детвора высыпала на улицу, зимние развлечения многочисленны и разнообразны); «Мороз и солнце», «Друзья на прогулке», «Лыжные гонки», «Фигуристы», «Зимние праздники» (новогодние, рождественские, крещенские забавы на улице) и др.
      Главная задача творческой работы (Т., с. 47) — передача определенного состояния зимней природы и того, как человек себя проявляет в эту пору, чем занимается, чему радуется. Учащимся 4 класса уже не раз доводилось рисовать зимние картины. На этот раз задача усложняется. Образ будущей композиции создается без прорисовки карандашом, сразу кистью и красками. Потому с колоритом, элементами композиции дети должны определиться мысленно. Важно настроить ребят на смелое решение с обобщенными формами. Гуашевые краски, высветляясь при высыхании, дают мягкие оттенки цвета, что характерно для зимней цветовой гаммы, а также позволяют делать поправки в случае неудачного изображения. Для тех ребят, которым поле для рисования в тетради малó, посоветуйте листы бумаги большего размера.
      Итогом урока должен стать зимний вернисаж с обсуждением результатов творчества. Помогите учащимся в каждой творческой работе найти достоинства, обнаружить определенное эмоциональное состояние в изображенной ими природе и поведении людей, порадоваться и ощутить удовлетворение от выполненной работы. Включите в урок произведения А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором...» и других русских поэтов.

      Краткий справочный материал

      Русская зима. Коренная зима — в трех месяцах владыка. Никакой сезон не отнимет у нее декабрь, январь и февраль. И хоть зимние месяцы вроде бы одинаковы, но при пристальном рассмотрении находится в них много своеобычного. <...>
      Северо-восток — вот откуда приходит наша зима. Взлелеянная метелями седая чародейка окрепла там, набралась сил для дальнейшего пути. Все крепче забирает зима, насылая стужу и снег. Закрутилась свитками поземка, переползая затверделые дороги. Холода сменяются потеплениями, снег — дождем. <...>
      Словно спохватившись, зима пересилила постылую оттепель, круто поворотив на холода и стужу. Пришли молодцы-морозы, «железные носы», и сразу заматерели льды-толстяки, захрясли снега. За холодами и вьюги приспели, вывершивая серебристые сугробы. Запахнувшись в снега, застыла обвороженная сном природа.
      Устная молва не наделила зиму ласковыми прозвищами, к ней больше подошли бранчливые: прибериха, злюка, седая чародейка. Вместе с тем зима слывет удалой и задорной, так как румянит, молодит людей, понукает их к проворству в работе. <...>
      Декабрь солнцеворотом славен. Ведь солнцеворот (25 декабря) — астрономическое начало зимы, почин ее коренной части. Солнце с этого времени на летний путь выезжает, а зима своей стороной пойдет. В день солнцеворота на Руси жгли костры в честь живоносного светила, закликали, зазывали солнце повернуться. Дети катались с гор на салазках, на скамейках с полозьями, на ледышках. Девицы и молодицы выносили донца для прядения и скатывались на них с круч.
      Январь — средина зимы. Впереди еще будут и жгучие холода, и седые вьюги, но уже отходит пора тусклых, холодных, коротких дней. На смену дряхлеющему году заступает во всем величии новый год. Предновогодье и первые дни нового года обыкновенно называли Святками. С 7 по 14 января их называли святыми вечерами, с 14 по 19 Святки слыли как страшные вечера. Это время было богато на всяческие обряды, празднества, игрища: устраивали большую уборку в избе, готовили особую пищу, проводили маскарады, колядования, святочные увеселения и забавы, вечеринки. <...>
      Февраль поначалу почти неотличим от своего предшественника: с такой же стужей, с такими же звездистыми, ознобными ночами. Не признает еще всерьез весны лиходейка-зима. Не сдает, а укрепляет позиции, возводя оборонительные валы из снега, отковывая тяжелую броню из льда. И все-таки самое меткое прозвище февраля — бокогрей: на солнечной стороне сугрев заметен, не за горами долгожданная весна. <...>
      Февраль синевой примечателен. Приглушенный синий отблеск сугробов, опушек, светлых деревенских улиц. Сколько затаенного лиризма, почти звучности в этих сокровенных зимних тонах!..
Зима молодецкая, славная красавица, как не любить тебя нам, северянам! <...> Хлопоты при тебе веселы, и труд неразлучен с песней и шуткой. Вот и выходит, люба и ты нашему сердцу.


Ф. И. Тютчев

                               *   *   *
Родной ландшафт... Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль — с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой...
Все голо так — и пусто-необъятно
В однообразии немом...
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.
Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья —
Жизнь отошла — и, покорясь судьбе,
В каком-то забытьи изнеможенья,
Здесь человек лишь снится сам себе.
Как свет дневной, его тускнеют взоры,
Не верит он, хоть видел их вчера,
Что есть края, где радужные горы
В лазурные глядятся озера...

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru