Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Творческая работа: Нарисуй коня и укрась его разживкой. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция на повтор и вариации мотива коня в городецкой росписи (гуашь, кисти).

Основные цели и задачи урока
1. Углубить представление детей о традиционном образе коня в народном творчестве, о емкости фольклорных представлений.
2. Формировать у четвероклассников навыки кистевой росписи.
3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к личности народного мастера — носителя традиций национальной культуры.
      

Примерный ход урока

1. Беседа с детьми о том, почему символ конь-солнце самый устойчивый в народном искусстве. Подготовка учащимися ответов на вопросы, активизирующие их эстетическое восприятие современной городецкой росписи, на примере произведений вернисажа «Конь-огонь» (У., с. 37—38).
2. Работа учащихся с текстом учебника (с. 36—39) и рисунками в творческой тетради (с. 16).
3. Устное описание детьми последовательности исполнения мастером фигуры городецкого коня.
4. Выполнение четвероклассниками задания в творческой тетради (с. 17).
5. Подведение итогов: прослушиваем сообщения авторов работ о том, что они хотели выразить в образе-символе. Ученики отмечают, почему до сегодняшнего дня мастерам так дорог образ — символ коня в современном народном творчестве (не только в изобразительно-пластическом, но и в песенном).

      Как и на предыдущем уроке, к беседе желательно развернуть небольшую выставку (репродукции, подлинные произведения-игрушки, вышитые полотенца и др.) «Образ — символ коня».
      Сопоставляя изображения коня на вернисаже «Конь-огонь» и на подготовленной выставке, активизируем эстетическое восприятие образа-символа, выслушиваем ответы учащихся на вопросы, сформулированные в учебнике.
      Итогом беседы должны стать выводы о том, почему символ конь-солнце является самым устойчивым в народном искусстве. Определенная подсказка уже дана в учебнике (с. 36).
      Однако, используя искусствоведческие данные, приведенные в справочном материале, учитель может, обобщая высказывания четвероклассников, акцентировать внимание на следующем:
    • стихийный сверхъестественный характер образа коня связан с многообразием явлений природы и значением ее в жизни человека;
     • всадник на коне — всадник-воин связывался с освобождением весны от зимних оков холода и мрака; всадник отпирал солнце и весенние воды;
   • со временем мотив всадника потерял свой магический смысл, но сохранил глубину поэтического изображения. Примеры — изображение всадника в современном Городце у Т. Мавриной, всадник — святой Георгий Победоносец на гербе города Москвы, на государственном гербе Российской Федерации.
      Самостоятельное задание, как и предыдущие, ученики выполняют кистью, без карандашного рисунка. Это будет способствовать декоративному обобщению фигуры коня, исключит проработку деталей.
      При подведении итогов возможно звучание записей современных и старинных народных песен, в которых опоэтизирован образ коня, всадника-воина.

      Краткий справочный материал

      Символ конь-солнце самый устойчивый в народном искусстве. Поэтическая метафора белого и золотого коня в народных представлениях соотносится с календарной сменой старого и нового года, она породила самый устойчивый в народном искусстве символ — конь-солнце. В народном искусстве этот образ богат поэтическими выражениями: конь-время, конь-свет, конь-богатырская сила.
      ...Многообразие наблюдений природы и значение ее в жизни человека определило стихийный сверхъестественный характер образа, его синтетичность в фольклоре. Это и конь-птица с лебединой шеей, и конь-туча, конь золотой, с лучистой гривой, и, наконец, всадник на коне — образ, укоренившийся в славянской древности и столь любимый в русском искусстве.
      В народных поэтических представлениях образ всадника на коне, как говорилось выше, связывался с возрождением солнечного тепла, света, жизни. Всадник-воин освобождал весну от зимних оков холода и мрака, отпирал солнце и весенние воды. Этот мотив в фольклоре воплотился в образе Егория Храброго, который отмыкал землю, после чего наступала весна. Отсюда функция этого мотива — плодородие. Всадник — податель травы, росы, воды, урожая, счастья.
      ...В крестьянской вышивке всадник часто изображался с солярным знаком в руках или с веткой как податель света, роста хлеба. Нечто аналогичное наблюдается в изображениях всадника на городецких донцах. Со временем мотив всадника потерял свой магический смысл, но сохранил глубину поэтического изображения. В народных представлениях всадник продолжает олицетворять воина, наделяется сказочным могуществом и красотой. (Некрасова М. А. Народное искусство России) К сведению учителя: семантика образа всадника рассматривается исследователем в статье «Истоки городецкой росписи и ее художественный стиль», опубликованной в сборнике «Русское искусство XVIII в.»

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru