Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Творческая работа: Нарисуй кистью парные фигуры — две птицы у цветущей ветки. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция на повтор и вариацию мотива двух птиц «у древа» в городецкой росписи (гуашь, кисти).

Основные цели и задачи урока

1. Углубить представление детей о традиционном образе птицы в народном творчестве, емкости фольклорных представлений.
2. Формировать у четвероклассников навыки кистевой росписи при исполнении творческих задач на повтор и вариацию.
3. Воспитывать у детей уважительное отношение к личности народного мастера — носителя национальной культуры.
      

Примерный ход урока

1. Беседа с детьми о том, насколько устойчиво в произведениях народного искусства представление о птице, несущей свет.
2. Работа с текстом учебника и рисунками в творческой тетради. Подготовка учащимися ответов на вопросы, активизирующие их эстетическое восприятие многоцветья современной городецкой росписи, на примере произведений вернисажей «Пряди, молода, не ленись» и «У древа».
3. Объяснение учителем, как выполнять рисунок кистью парных фигур птиц у цветущей ветки. Выполнение детьми упражнения на многоцветье городецкой палитры.
4. Выполнение четвероклассниками творческой работы в тетради (с. 15).
5. Подведение итогов: отмечаем красоту и гармонию завершенной композиции, удачно найденные учащимися звучные цвета птиц, то, как многоцветье цветущей ветви в композициях сочетается с яркой живописью птиц. Дети отмечают, почему образ птицы-света занимает значительное место в народных мотивах.

      Урок открывает беседа, к которой желательно подготовить небольшую красочную выставку «Образ птицы-света в разных видах народного творчества». В экспозицию выставки включите как репродукции, так и подлинные произведения народных мастеров (как это позволяют условия работы учителя в школе). Среди «экспонатов» продемонстрируйте произведения народных мастеров разных регионов России, с которыми учащиеся уже знакомились в 1—3 классах: изображения птиц в глиняной игрушке (Каргополь, Филимоново, Дымка, Абашево, Калуга), в вышивке (народный костюм, полотенце), щепная птица, птицы в декоре деревянной резьбы, украшающей крестьянский дом, и др.
      При формулировке вопросов по материалам выставки старайтесь помочь четвероклассникам сделать выводы о том, почему образ птицы связан со встречей весны, добрыми силами, дарами света — пышным цветением земли. При обобщении высказываний учащихся вам помогут рассуждения М. А. Некрасовой — известного ученого в области народного искусства (см. справочный материал).
      Следующий этап урока — рассматривание изображений птиц и цветущих ветвей в городецкой росписи на примерах украшения старинных донец и произведений современных народных мастеров. Отмечаем, что образ — символ птицы — света, счастья и добра усиливается декоративной разработкой парных фигур — две птицы у цветущих ветвей в работах современных мастеров (У., с. 33).
      Новой развивающей задачей является знакомство детей и разъяснение им многоцветья и звучности цвета в городецкой росписи. В этом учителю помогут высказывания потомственного мастера из Городца — А. Коновалова (см. справочный материал).
      Представляется целесообразным использовать описание палитры городецких мастеров, данное А. Коноваловым, для предварительного упражнения учащихся в многоцветье на отдельном листе:

Слева — чистые цвета

Справа — эти же цвета, смешанные с белилами

яркий красный сурик 
вишневый — бакан 
голубая 
синяя лазурь 
английская красная 
желтый крон 
зеленая, коричневая (разных оттенков)

примешивание одной краски к другой

      Из полученного многообразия цветов и их оттенков каждый подбирает сочетание цвета для своего изображения кистью парных фигур птиц. Как и у народных мастеров, у каждого автора будут свои, соответствующие его восприятию излюбленные оттенки цвета и их сочетания.
      Красота, завершенность работы определяется выполнением «разживки белилами».

      Краткий справочный материал

      О соответствии древних символов явлениям природы в русском народном искусстве. Еще в древности отношение славян с природой формировало образный мир искусства, его унаследовало и русское искусство. Образы солнца, света соединялись с образом матери-земли. Это можно отметить как особенность русского, древнеславянского мироощущения.
      ...Мотив птицы был в центре художественных представлений народа, связанных с приходом весны. Для русских обычаев был характерен обряд встречи весны жаворонками. Их изображения выпекались из теста в ознаменование весеннего праздника — времени прилета птиц.
      ...Народные песни хранят этот образ, связанный с теплом и урожаем, закликанием весны.
      ...Нетрудно заметить, насколько устойчиво в произведениях народного искусства представление о птице, несущей свет. Образ птицы-света можно встретить в разных видах народного творчества. Это птицы с пышными хвостами в виде процветающих ветвей или целого дерева в вышивке.
      ...В глиняных произведениях ясно проступает исконный народный символ птицы-света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье. Птица — обязательный атрибут женских изображений в русской глиняной пластике, иногда с птицей изображается солдат, как, например, в филимоновской игрушке. Следы древнего символа подтверждают солнцевые знаки: круги, кресты, ромб. (Некрасова М. А. Народное искусство России. — С. 18, 25, 26.)
      Палитра городецкой росписи. Городецкая роспись развивалась как искусство оформления плоских поверхностей. Она не нуждалась в закалке, это позволяло ее мастерам использовать самые разнообразные цвета и оттенки. Богатство ее палитры не знало предела, но в ней при этом сохранялась большая культура цвета. Мастерами городецкой росписи была найдена при этом своя особая палитра цветов. Наиболее характерным фоном для росписи на прялочных донцах с их разнообразными сюжетами был желто-лимонный. При изображении людей, животных и птиц, а также цветов преобладали яркий красный сурик и вишневый — бакан, голубая милорь и синяя лазурь, английская красная и желтый крон и различные по оттенкам зеленая и коричневая краски... Мастера составляли самые разнообразные оттенки цвета голубого и розового, фиолетового и оранжевого добавлением белил, а также примешиванием одной краски к другой. У каждого мастера были свои соответствующие его восприятию излюбленные оттенки цвета и их сочетания. Однако все они использовали общие приемы, помогавшие достижению высокого мастерства колорита.
      Сочетания красок отличались своеобразной деликатностью, звонкостью и строгостью одновременно. Поэтому наши донца не пропадали на базаре среди общей пестроты. Многоцветье живописи и любовь к звучному цвету городецких мастеров поддерживались духом времени и теми впечатлениями, которые они получали на Нижегородской ярмарке и городецких базарах. Приемы, отработанные в результате коллективного труда, помогли мастерам не бояться увлечения яркими красками, которое было характерно для конца прошлого века. 

 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru