Творческая работа: Выполни упражнение на изображение «разживок» для цветов. С помощью «разживки черным цветом» и «разживки белилами» заверши роспись цветущей ветки.
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам городецкой росписи на повтор цветочного мотива (гуашь, кисти).
Основные цели и задачи урока
1. Дать детям представление о том, как мотив дерева в городецкой росписи передает связь человека с природой, родной землей.
2. Развивать у учащихся эстетическое восприятие темы цветения как образа-символа в народном искусстве.
3. Познакомить четвероклассников с отработанными приемами цветочной росписи на примере современных рисунков мастера: подмалевка, разживка черным цветом, разживка белилами в процессе исполнения художественно-творческой задачи на повтор.
Примерный ход урока
1. Беседа с детьми об истоках городецкой росписи, об отражении окружающего мира в ней.
2. Работа учащихся с текстом учебника и произведениями вернисажа «Зелено, кудряво, с цветами лазоревыми», подготовка ответов на вопросы.
3. Устное описание детьми последовательности исполнения мотива городецкой цветущей ветки. Работа с текстом творческой тетради и учебника.
4. Выполнение четвероклассниками творческого задания в тетради.
5. Подведение итогов: рассматриваем цветущие ветки, выполненные учениками; совместно с ними отмечаем, насколько выразительно авторам работ удалось применить разживки черным цветом и белилами, чтобы избежать пестроты и почувствовать колорит городецкой росписи; прослушиваем сообщения детей об изображении окружающего мира в произведениях мастеров из Городца.
Данный урок открывает цикл из четырех уроков, посвященных городецкой росписи. Эти уроки помещены в УМК между уроками 1—3 и 8—11, на которых учащиеся знакомятся с отображением целостной картины мира в произведениях живописи и графики. В произведениях мастеров из Городца мы видим то же стремление передать народное восприятие мира, показать связь человека с природой и родной землей. В образах-символах цветущего дерева, ветки, птицы, коня запечатлена картина мироздания, отражены глубокие связи с древнерусской живописью, с мифологическими и сказочными образами.
В беседе на уроке при первой встрече с работами городецких мастеров обратите внимание детей на следующие моменты:
1. Во все времена цветущая природа является источником творчества как народного мастера, так и художника. Древние символы плодородия растительной силы земли, солнечной силы переосмысляются ими в мотивах цветения, в сказочно прекрасных образах-символах птиц, коней, цветущего дерева и цветущих ветвей, с которыми народ связывает свои представления о красоте, о гармонии мироздания.
2. Древние символы солнечной силы, плодородия земли переосмысляются мастером в городецкой живописи. По мнению исследователя, «образ распускающегося дерева наряду с солярными изображениями всегда занимал в народном искусстве центральное место. Имея прообразом богиню Земли, этот мотив был связан с древней космогонией и прочно вошел в народное искусство. Следы превращения, пересоздания одного мотива в другой сохраняют многие произведения.
...Древние символы плодородия, солнечные силы переосмысляются в мотивах цветения, растительной силы земли, с которыми народ связывает свои представления о красоте». (Некрасова М. А. Народное искусство России.)
3. Приемы письма городецкой живописи связаны с древнерусской живописью. По мнению исследователя, «многоцветье городецкой живописи отличает яркий декоративный стиль. Истоки его лежат в древнерусской живописи, на основе которой сложилась классическая крепость, архитектоничность, приемы письма городецкой живописи. Однако широту, живописную силу роспись приобрела в результате творчества, охватившего широкие слои крестьянских мастеров, изготовлявших прядильные донца». (Там же. — С. 137.)
4. Русские прялки — удивительное явление национального творчества. Тип городецкой прялки-гребня.
5. Традиции народного мастерства городецкой росписи продолжают сохранять и развивать современные мастера народного художественного промысла в г. Городце.
Беседа с учащимися по произведениям вернисажа «Зелено, кудряво, с цветами лазоревыми» (с. 23—24) проводится на основе сведений и вопросов учебника (с. 22, 25, 28). С последовательностью исполнения рисунка цветущей ветки дети знакомятся по описанию в учебнике (с. 29—30), сравнивая с ним и рассматривая рисунки в творческой тетради (с. 12). Особое внимание при этом следует обратить на роль «разживки черным цветом» и «разживки белилами».
Стоит напомнить четвероклассникам о том, что самостоятельная работа в творческой тетради (с. 13) выполняется как кистевая роспись, без применения карандаша.
При подведении итогов отмечаем, как учащимся удалось передать праздничное восприятие мира в цветущих ветках городецкой росписи; дети рассказывают о том, что особенно поразило их при первой встрече с творчеством народных мастеров.
К уроку предлагается обширный информационный материал, посвященный русской прялке. Из него учитель выбирает только тот, который наиболее гармонично включается в беседу данного урока. Не забываем, что с росписью на донцах прялки учащиеся встречаются и на последующих уроках. Поэтому сведения из истории возникновения и бытования русской прялки могут быть востребованы и на последующих занятиях.
Краткий справочный материал
Мифы и сказки о древе жизни. В славянской мифологии и устном народном поэтическом творчестве известен образ дерева, обладающего чудодейственными силами. Чаще всего речь идет о дубе, который вырос до самого неба. Но не только. Почти каждому дереву, растущему на земле, в народном устном поэтическом творчестве нашлось место, хотя на Руси были и остаются поныне особенно любимы и почитаемы, помимо дуба, береза, рябина, орешник, ольха, сосна и др. Не случайно в народном декоративно-прикладном искусстве так распространен образ цветущего или плодоносящего дерева, называемого народными мастерами березонькой, яблонькой, рябинушкой. (Грушко Е. А. Словарь славянской мифологии / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. — Н. Новгород, 1995.)
Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (фрагмент). Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть. Долго ли коротко ли они ели, только уронила старуха один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу. Старуха заприметила и говорит: «Старик! Надобно пол-то прорубить; пускай дуб растет выше; как вырастет, не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать». Старик прорубил пол; деревцо росло, росло и выросло до потолка. Старик разобрал потолок, а после и крышу снял; дерево все растет да растет и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб.
Лез-лез и взобрался на небо. Ходил-ходил по небу, увидал: сидит кочеток золотой гребенек, масляна головушка, и стоят жерновцы. Вот старик-от, долго не думая, захватил с собою и кочетка и жерновцы и спустился в избу. Спустился и говорит: «Как нам, старуха, быть, что нам есть?» — «Постой, — молвила старуха, — я попробую жерновцы». Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог! Что ни повернет — все блин да пирог!.. И накормила старика... (Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Т. 2 / А. Н. Афанасьев. — Ростов н/Д, 1996. — С. 41.)
Загадки о дереве. «Есть у меня три отрасли: первая отрасль — телу отчист; вторая отрасль — больным исцеленье; третья отрасль — языку молчание» (береза: банный веник, береста для повивки горшков, деготь для смазки колес); «Есть дерево об четыре дела: первое дело — мир освещает; другое дело — больных исцеляет; третье дело — крик утешает; четвертое дело — чистоту соблюдает» (береза: лучина, деготь на колеса, береста на обвой горшков, банный веник); «Все капралы скинули кафтаны, один капрал не скинул кафтан» (сосна).
Прядение — символ женского труда. Народ поэтизировал этот предмет — орудие женского труда. Работа пряхи, монотонно-утомительная, требовала большого терпения. Прясть женщина начинала с раннего детства и в основном занималась этим в молодые годы. Может быть, поэтому в народной жизни возник обычай посиделок с прядением, куда собиралась молодежь в нарядных одеждах. Прялки с их пластичностью резного узора или с многоцветием росписи гармонировали с костюмом, дополняли его красоту. Значение этой работы было всегда так велико, что еще в глубокой древности, подобно ткачеству, она стала символом женского труда и имела своих высоких покровителей. В древней Элладе пряхам покровительствовала Афина, у славян — таинственная Мокошь, богиня-пряха, и христианская Параскева-Пятница. (Русские прялки: каталог выставки из собрания Государственного Русского музея / вступ. ст. и сост. Н. В. Мальцева и Н. В. Тарановской. — Л., 1971. — С. 3, 4, 8. Далее цитируется это издание.)
Прялка как подарок. «Детям дарились маленькие скромные прялочки. Девицам и молодым женщинам — украшенные с особой заботливостью и старанием. Нередко на таких прялках-подарках появлялись дарственные надписи, в которых выражались добрые пожелания: „Сiя прялица изрядна, хозяюшка обрядна"; слова любви: „Работал Иван Ефимовъ своей супруге Елизавете Андреяновне. Кого люблю, того дарю, люблю сердечно, дарю вовечно..."
К прялке относились с почтением. Прялку берегли. Да и как не беречь! Веками жила она в семье, переходила от бабушки к матери, от матери к дочке...»
Типы русских прялок. Прялки — древнее и простейшее приспособление для изготовления пряжи.
Русские прялки состоят из стояка с лопастью для крепления кудели, соединенного с горизонтально расположенной доской, так называемым донцем, на которое садится пряха. Они вырубались из целых кусков дерева, из пней с корнями либо делались составными. Материалом для них чаще всего служили ель или береза. Это тип прялки с лопастью. Делали прялки повсеместно для своей семьи. Наиболее искусные мастера изготовляли их и на заказ. В тех местах, где были сильно развиты художественные традиции обработки дерева и существовали условия для сбыта изделий, возникали центры прялочного производства. Такими районами были Ярославская, Нижегородская и северные губернии с их богатыми традициями орнаментальной резьбы и росписи. В течение веков в разных районах России сложились свои формы прялок и приемы их украшения.
Прялки-гребни. Городецкие мастера славились изготовлением донец. В центральных и южнорусских областях бытовали прялки-гребни с плоскими резными донцами. Кленовый или березовый гребень с большим количеством тонких зубьев, поднятый на высокую ножку, вставлялся в головку донца. Массивные донца этих прялок украшены трехгранновыемчатой резьбой. Ряды квадратов, ромбов, лучевых и вихревых розеток иногда заполняют всю поверхность доски, напоминая своим обилием богато украшенное вышивкой или тканьем полотенце. Среди прялок-гребней особенно выделяются поволжские с реки Узолы возле г. Городца. Прялочный промысел существовал здесь уже в XVIII в. Городецкие мастера славились изготовлением донец. Они делали донца широкие, полуовальной формы и поначалу украшали их распространенной повсюду трехгранновыемчатой резьбой. Наряду с нею здесь возник уникальный в русском народном искусстве прием скобчатой резьбы с инкрустацией мореным дубом. На донцах этих прялок энергичными изогнутыми врезами изображались сцены охоты, выезды в каретах, всадники, дамы и кавалеры, ряды солдат в киверах и с саблями наголо.
Во второй половине XIX в. резьба на городецких донцах сменилась росписью, которая также составила самостоятельную школу крестьянского искусства. Расписные донца вводят нас в пестрый и многолюдный мир застолий, нарядных, как бы позирующих дам и кавалеров, всадников на богато убранных конях и охотников. К излюбленным мотивам городецкой прялочной росписи относятся и птицы с яркими, как крыло бабочки, хвостами, стоящие по сторонам голубых, красных, желтых и сиреневых роз. Но основной тип русской прялки — прялка с лопастью, распространенная на громадной территории и существующая во множестве вариантов.