Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Творческая работа: Выполни зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти или представлению. 
Вид изобразительной деятельности: Рисование с натуры, по памяти или представлению (графические материалы).

Основные цели и задачи урока
1. Создавать условия для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.
2. Способствовать возникновению у четвероклассников эмоционально-эстетического отклика при восприятии явлений природы и произведений искусства.
3. Развивать у школьников наблюдательность, способность и умение передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Формировать навыки быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия».
     

 Примерный ход урока

1. Продолжение знакомства детей с ведущими символами-образами народного и изобразительного искусства, главным мотивом — древом жизни.
2. Работа с текстом учебника (с. 11—15) и диалог с учащимися по произведениям вернисажа «Лесные исполины» (У., с. 12—13), анализ набросков, созданных художниками.
3. Выполнение четвероклассниками набросков и зарисовок деревьев с натуры или по памяти, по представлению (Т., с. 7—9).
4. Подведение итогов: просматриваем работы учащихся, выявляем наиболее характерные и выразительные изображения деревьев.

В беседе с учащимися продолжается развитие темы предыдущего урока. В ходе беседы, во-первых, важно обратить внимание детей на ярко выраженную символичность народного искусства, которая свойственна и классической живописи, хотя не всегда достаточно в ней очевидна. Во-вторых, стоит отметить, что символика, рожденная в глубокой древности, своими истоками связана с мифологией, при этом магический, мифологический смысл древних представлений не исчезает бесследно, а лишь ослабевает, зато ярче проявляется эстетический и нравственный их смысл. Современный народный мастер или художник-живописец не вкладывает в свои произведения той мифологической идеи, которая была главной в мифопоэтическом мышлении древних людей. Однако найденный когда-то прием художественного выражения своего отношения к окружающему миру хранится и передается от поколения к поколению. Не случайно поэтому, что через образ-символ, например древо жизни, современные художники решают проблемы целостности окружающего мира, его красоты, его безграничного многообразия.
Для создания эмоционально насыщенной атмосферы, помогающей детям ощутить значимость земного образа-символа, стоит использовать справочные материалы. Включение в урок произведений народного и профессионального искусства раскрывает интегративные связи между разными видами искусства, имеющими общие истоки в природе и мифопоэтическом отношении человека к ней.
Приступая к практической работе, проанализируйте наброски деревьев, выполненные И. Шишкиным (У., с. 12). Четвероклассники уже не раз рисовали различные деревья, поэтому следует их настроить на новое видение этих уникальных творений природы. Включите в разговор с детьми поэтические строки. Предложите учащимся рассмотреть образцы выполнения набросков (Т., с. 7), подкрепите свое объяснение выполнения задания советами художника (см. справочный материал). Работу следует выполнять на затонированной бумаге, поэтому посоветуйте четвероклассникам наряду с такими графическими материалами, как уголь, фломастеры, использовать белый мел.
Подводя итоги урока, рассмотрите с детьми выполненные ими наброски; отберите наиболее выразительные из них и попросите ребят обосновать свой выбор; поясните, в чем состоит привлекательность этих рисунков.

Краткий справочный материал

Дерево в жизни славянина. К категории почитаемых и священных относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников. К таким деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или наносить им какой-либо ущерб. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю.
Образ мирового древа — одно из уникальных созданий человечества, которое обозначило структуру всех мифологических систем. Благодаря мировому древу человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. Выделившись из первозданного хаоса, древо стало инструментом для создания модели космоса. Вертикальная структура древа складывалась из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей. Так в воображении древних сформировались основные зоны космоса, а с ними и сдвоенные противоположности: земля — небо, небо — преисподняя, огонь — вода, день — ночь, свет — тьма, тепло — холод, прошлое — настоящее — будущее, предки — современники — потомки, голова — туловище — ноги. Через древо люди постигали взаимосвязь противоположностей, суть всякого развития.
Древо дало понятие триединого мира: Прави, Яви и Нави. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу.
В одной из русских сказок Иван-дурак забрался на небо по дубу и был удивлен чудесам: то, что на земле ценно, на небе нисколько не стоит. Поверья о русалках (умерших девушках или детях), спускающихся с деревьев на землю на Троицкой неделе и тем же способом возвращающихся на «тот свет», еще раз доказывают, что дерево — это путь.
Славяно-руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево равносильно тому, что убить человека. Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, славянин выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. Нельзя было рубить старца, молодое, стоеросовое, буйное, аномальное и скрипучее дерево. Нельзя топором и рябину сечь — пока не засохнет сама. Священные деревья не только не положено рубить, но и хворост около них собирать.
Дерево соотносили с человеком по внешним признакам: ствол — туловище, ветки — руки или дети, сок — кровь. Есть мужские и женские деревья. У мужского ветви растут вверх, а у женского в стороны. При рождении ребенка обязательно сажали дерево, веря, что дитя будет расти так же, как развивается дерево.
В декоративно-прикладном искусстве дерево — один из любимейших образов. Дерево, символизирующее плодородие, изображали на одеждах и полотенцах.
Чаще (в вышивке) дерево изображали с восемью ветвями, по четыре с каждой стороны. Имело оно и четыре главных цвета: красный, черный, белый, синий.
Мировое древо — основа для упорядочения мышления, памяти, восприятия. Образы внешнего и внутреннего мира нанизываются на ствол, после чего появляются и знаковые системы, слова, числа, абстракции и символы.
Древо вошло в нашу генетическую память, в сферу бессознательного. Некоторые психологи считают, что дети, рисующие много деревьев, изображают именно древо жизни — древо рода, место встречи человека со Вселенной, символ всякого целого.
Рисуем природу. Теперь поговорим о деревьях. Начнем, конечно, со скелета ствола и ветвей. Чтобы рассмотреть получше, найдите сухое дерево. Порисовать его полезно для понимания конструкции. Любопытную закономерность у деревьев подметил Леонардо да Винчи. Если срезать все ветки на любой высоте и сложить их в плотный пучок, то он будет примерно равен по толщине стволу у основания дерева. Это значит, что чем выше, тем тоньше ветви дерева и тем больше их становится, а самый верх уже представляет собой сплошной шатер из тоненьких веточек.
Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево.
Несколько слов о коре, важном элементе ствола, фактура которой придает характер дереву. Так, струпья дубовой коры говорят о необычайной жесткости дуба, гладкая береста — о гибкости и упругости березы, а еловый ствол такой же колючий, как хвоя елки.
Теперь о самом трудном — о кроне дерева. Вначале, чтобы ее как следует понять, желательно сравнить с чем-нибудь знакомым. Например, кроны липы, клена, ветлы в их обобщенном виде похожи на пушистые шары, дыни, груши, а крона елки — на конус. Дерево полностью трудно увидеть вблизи, но, если отойти шагов на сто — двести, детали сольются в целое и станет видна форма, на которую похожа его крона. Конечно, вы легко ее изобразите, проложите тень, а потом задача потруднее: передать фактуру кроны. Она чрезвычайно сложна и состоит из рельефа листьев, мелких веточек, больших сучьев да еще просветов, сквозь которые видны части ствола и даже небо. И если вы сможете увязать общую форму кроны с ее различными фактурами и скелетом дерева — несомненно, работа удастся.
Изображая дерево, внимательно следите за направлением веток и листьев. Порядок здесь сложный и у каждой породы свой. Молодые, легкие ветки тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают. Такая закономерность видна у елки, березы, ивы. (Юный художник. — 1990. — № 7. — С. 44—45.)
«Царь лесов». Современники каждый раз восхищались тем, что русский живописец, пейзажист Иван Иванович Шишкин (1832—1898) «лесище уволок целиком из натуры» да и вставил его в картину.
«„Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки и отгибал деревья, — вспоминала племянница художника, — чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, из леса делал идеальный по простоте и удобству мольберт и располагался как дома". Он умел удобно устроиться над водой на какой-нибудь упавшей березе, чувствуя себя там свободно, причем писал огромные этюды — „чуть не в два аршина длиной и шириной". А в Шмецком лесу, где он писал в последние годы, у него были везде сделаны удобные сиденья из пней, сучьев и мха. Без устали работая в этой лесной мастерской, часто отказываясь от посещения друзей и развлечений, он довел свое мастерство до совершенства, умел создавать равно убедительно „портреты" корней и хрупкой травинки. Шишкин — это „человек-школа", писал о нем И. Крамской. Карандаш его называли беспримерным». (Жукова А. Рассказы о художниках / А. Жукова. — М., 1968. Далее цитируется это издание.)

 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru