Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Творческая работа: Нарисуй с натуры натюрморт с предметом старинного русского быта.
Вид изобразительной деятельности: Рисование с натуры (гуашь, акварель, кисти, пастель, тушь, перо, фломастеры, предметы натурной постановки).
Основные цели и задачи урока
1. Познакомить второклассников с художественным обликом домашней утвари, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью целого мира для крестьянина.


2. Развивать потребность детей в творчестве.
3. Ввести в активный словарь учащихся термины: братина, ендова, скобкарь, горшок, корчага, крынка, чаша.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше).

К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, репродукций с традиционной домашней утварью из музейных коллекций.

Примерный ход урока

1. Эмоционально-эстетическое восприятие учащимися натюрморта современного художника, в котором есть предметы старинного быта (У., с. 18, 19, 50, 71, 85, 86).
2. Знакомство второклассников с формой и назначением традиционной утвари: для русского застолья (братины, ендовы, скобкари) и для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол (горшок, чаша, крынка, корчага).
3. Чтение учащимися композиционных схем с изображением натюрмортов, включающих предметы старинного быта (У., с. 87).
4. Беседа о натурных постановках в классе.
5. Самостоятельное рисование второклассниками с натуры натюрморта с включением в его композицию старинного предмета домашней утвари.
6. Итоги: выслушиваем 1—2 сочиненных учащимися небольших рассказа о том, кому мог принадлежать нарисованный ими старинный предмет, какое отношение к этому предмету автор рисунка старался передать (возможно упоминание сказок, литературной прозы и т. д.). Отмечаем в детских работах выразительность образа художественной вещи — исторической и культурной памяти о жизни наших предков.

Тема урока увлекательна и сложна, в ней сочетаются два важных аспекта. С одной стороны, учащиеся продолжают постигать красоту и целесообразность, практическую и символическую функции предметов крестьянского быта. Естественно, что так увлекательно можно продолжить воспитывать в детях уважительное отношение к истории своего народа, «тянуть ниточку преемственности поколений».
С другой стороны, углубляется представление второклассников об одном из жанров изобразительного искусства — натюрморте. Учитель создает условия для выработки у учащихся умения видеть образ художественной вещи в произведениях современной живописи. Стараемся, используя игровые приемы, создать увлекательную, творческую атмосферу в момент рисования с натуры, закреплять художественно-графические умения.
В начале урока учащиеся обращаются к тексту учебника, вслушиваются в звуки непривычных слов, доносящих до нас образы давно ушедшего времени. Они любуются натюрмортами и отвечают на вопросы.
Знакомство с формой и назначением традиционной утвари происходит на примере двух групп предметов. Кратко и доступно (см. краткий справочный материал) разъясняем учащимся название и назначение утвари для русского застолья: братины, ендовы, скобкаря. Представляется целесообразным более подробно остановиться на исторических фактах бытования братины, наиболее убедительно показывающей пример единения, соборности русского народа (об использовании скобкаря речь шла на уроках в 1 классе).
Так же кратко знакомим с названием и назначением традиционной утвари в повседневной крестьянской жизни. Как и в первом случае, предлагаем выбрать один предмет — горшок для более полной характеристики бытования в далекие времена (см. краткий справочный материал).
Чтение композиционных схем с изображением натюрмортов, включающих предметы старинного быта, настраивает второклассников на самостоятельную работу в тетради. Это, конечно, не означает, что натюрморты такой сложности будут поставлены в классе. Для учебного натюрморта достаточно одного старинного предмета и двух-трех яблок или других фруктов, овощей. Но большое количество предметов в композиционных схемах заостряет внимание учащихся на главном: как художник определяет место предметов в пространстве, какое значение имеют вертикальная и горизонтальная линии в рисовании силуэта предмета симметричной формы. В том, какое практическое значение имеют горизонтальные линии для определенных парных ориентиров (слева и справа от линии симметрии), второклассники убедились, когда рисовали стеклянную вазу (урок 11), купола храмов (урок 16).
Условия постановки натюрмортов остаются прежними, о них упоминалось в содержании урока 10. Не забываем об эмоциональной реакции второклассников на цвет и форму предметов в натюрморте.


Краткий справочный материал

Братина (братинка, братна, братынка, братынь, братыня) — утварь для подачи на стол напитков, которые из нее черпали ковшами, а также для питья медовухи, вина и пива. Представляла собой сосуд шарообразной формы на невысоком поддоне с широкой горловиной. Изготавливались братины преимущественно из металла: меди, олова, серебра, золота, но встречались и деревянные, выдолбленные из капа — нароста на березе или точенные на токарном станке из целого куска дерева.
Братина в русской деревне была предметом праздничного обихода. Она употреблялась в основном во время общественных праздников. Это были застолья молодых, здоровых, крепких хозяйственных мужчин и женщин, на которых держалась вся деревенская жизнь. Дети, парни и девушки, старики и старухи, старые девы и перестарки, холостые мужчины и бездельники на пиры не допускались. На братчинах решались важные для деревенской жизни вопросы, передавались легенды о происхождении деревенских родов, семей, истории, связанные с возникновением деревень, пересказывались события давно минувших лет, пелись песни, выпивалось большое количество вина. Все это заставляло людей вспомнить о своем единстве, об общей истории, общем для всех «крестьянском роде-племени». Закреплялся братский союз вином или медовухой. Братину, наполненную вином, подносили наиболее уважаемому человеку, который, отпив из нее, передавал по кругу. Такая передача осуществлялась после подачи на стол нового блюда с едой. Этот крестьянский обычай уходит своими корнями в глубь веков. Первые братчины упоминались в документах XII в. О них говорится и в старинных русских былинах.
Ендова (бор, ендовина, кандея, муторма, яндова) — деревянная или металлическая утварь для подачи к праздничному столу напитков. Ендова представляла собой овальную или круглую чашу с рыльцем или носиком для слива. Некоторые ендовы имели короткую рукоятку, с помощью которой было удобно держать сосуд с напитком, и крышку, скрепленную с краем. Они могли быть разных размеров: от вмещавших ведро пива, браги, вина, медовухи до совсем маленьких, вместимостью в четыреста миллилитров, или, как говорили в старину, «в две гривенки».
Деревянные ендовы, в отличие от металлических, обычно богато орнаментировались.
Скобкарь (ваган, гусак, каптарь, копкарь, медовница) — деревянный сосуд для пива, меда, браги, изготовленный из различных пород дерева: березы, ольхи, осины, липы, клена — в долблено-резной технике. Скобкарь представляет собой сосуд ладьевидной формы с двумя ручками: одна в виде головы птицы — утки, лебедя, селезня, гуся (такой сосуд называли «гусак») — или коня, а другая в виде хвоста. Существуют скобкари северного и ярославского типа.
Скобкарь северного типа (бывш. Архангельская, Вологодская, Новгородская губернии) имеет четко выраженную ладьевидную форму, поверхность снаружи покрыта росписью, которая чаще всего представляет собой растительный побег из завитков, расположенный на белом или желтом фоне, с вписанными в него геометрическими цветными розетками и фигурами бытового и сказочного содержания (птицы-павы, коня, оленя, рыбы и т. п.). Иногда на северодвинских сосудах имеются надписи и дата изготовления.
Ярославские скобкари отличает высокое качество материала и техники изготовления. Для них характерна ладьевидная форма с особой обработкой рукоятей в виде головок водяных птиц с раскрытыми клювами (часто змееподобной формы) или непарными рукоятями: одна в виде головы птицы, а другая в виде конька — и орнаментальная роспись. По венцу проходит широкая кайма темного или золотого цвета с надписью или орнаментом: растительный побег с завитками и цветами.
Скобкари по бытовому назначению можно разделить на большие, средние и малые. Большие, вмещавшие иногда до четырех ведер, служили для подачи на стол пива, браги, меда в кануны, в большие праздники. Хозяин держал сосуд за одну ручку, а гость принимал его, взяв за другую, и пил через край. Средние использовались для небольшого круга лиц; малые — для индивидуального пользования (подобно малым чаркам) и для зачерпывания напитка из большого скобкаря.
Горшок — утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200—300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2—3 ведер воды.
На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян.
Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла бы выплескиваться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно.
В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. В одних варили жидкие похлебки, в других — каши, в третьих — картофель, четвертые предназначались для кипячения воды и т. п. Их приобретали у гончаров, развозивших товар по деревням, покупали на ярмарках. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. Про такой горшок в русских деревнях была загадка: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».
Горшок, предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из самых ритуализованных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях русского народа горшок часто выступал как оберег.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru