Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Творческая работа: Нарисуй по памяти, по представлению пейзаж ранней весны.
Вид изобразительной деятельности: Рисование с натуры, по памяти, по представлению (гуашь, акварель, кисти, пастель).

     
Основные цели и задачи урока
1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа начала весны, для сопоставления его со своими собственными наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами).
2. Развивать потребность детей в творчестве.
3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче красок ранней весны.

На данном уроке обсуждаем с второклассниками изменения в природе и настроении человека, говорим о том, как образ ранней весны отражен в живописи. В центре внимания — ранняя весна (на уроке 28 речь пойдет о полной победе весны — конец апреля, май). Это время года образно передал писатель В. Распутин: «Всему свой черед: наступает пора, когда зима становится никому не нужной. Весенние ветры, свергая ее, начинают дуть все сильней и сильней, они уже больше не мешают солнцу и появляются вместе. Зима и весна, как воюющие стороны, теперь стоят друг против друга — весна наступает днем, зима еще утверждает свои позиции ночью.
Затем весна становится полновластной хозяйкой. Еще нетронуто, едва-едва слезясь на солнце, лежат снега, еще толст и прочен лед на речках, но все кругом точно выходит за поворот, откуда открываются в старом порядке новые виды с другими восходами и закатами, с другим небом и другим воздухом». (Распутин В. Земля родная / В. Распутин. — М., 1984. — С. 8.)
К уроку дети проводят наблюдения за состоянием природы в это время года, отмечают особенности красок ранней весны: колебание бледно-лазоревых, голубых, серых, коричневых и преобладание холодных цветов.
Оттенками серебристо-серых, голубых и розовых тонов пронизан и пейзажный образ знаменитой картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Второклассники, любуясь картиной, отвечают на вопросы (У., с. 89), делятся своими наблюдениями за природой. Обращаем внимание на колорит, на удивительное движение жизни в картине (см. краткий справочный материал).
Главная задача самостоятельной работы — передать особенности соотношения цветовых оттенков начала весны (У., с. 91, Т., с. 51). Детям предоставляется возможность в тетради сначала подобрать палитру для композиции, посвященной встрече весны. В работах учащихся находит отражение образ пейзажа родного края.

 

      Краткий справочный материал

О своеобразии передачи весны в картинах художников. «С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей земле... Да, Саврасов создал русский пейзаж, — отмечал И. Левитан. — „Грачи прилетели"... Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина».
В серой стене зала будто вырублено светлое окно. Полотно решено в тончайшем валере. Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. Солнце скрылось. Но его лучи пробивают легкую пелену и бросают сложные серо-голубые тени на снег. Живопись холста многослойна. Цветная мозаика в светах пастозна и доведена до эмалевой плотности. Несмотря на необычайно точное общее звучание полотна, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами в упор. Пейзаж до предела обжит. Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах. Все, от исхоженного сырого наста до искореженных берез, все свидетельствует о неумолимом влиянии времени. Кричат грачи, вьется серый дымок из трубы деревянного домика, мерцает весеннее солнце.
Весь холст полон удивительного внутреннего движения. Бегут, бегут тени по снегу, дрожат отражения в темных проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака. Мерцают дали, кое-где поблескивая старым серебром.
Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражает нас пейзаж И. Левитана. Пейзаж Плеса зачаровывает своей тихой прелестью, за серой дымкой стоят раздумья, смена настроений художника, беседующего с природой и постигающего ее поэзию и правду.

Внимание!

Вслед за этим уроком возможно проведение изо-викторины «Картинная галерея» из 12 произведений знаменитых русских художников. Представляется целесообразным обращаться к данной «Картинной галерее» в разное учебное время, а не только после урока 26. Это объясняется тем, что краткие сведения, которые вы сможете сообщить учащимся по отдельным картинам, столь интересные и разнообразные, что нельзя ограничиться их использованием лишь в одной беседе. Одним из «помощников» при подготовке содержания бесед может служить детская энциклопедия.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru