Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Творческая работа: Нарисуй игрушку и распиши ее по мотивам нарядной росписи Полховского Майдана.
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам народной росписи (акварель, кисти).


Основные цели и задачи урока
1. Развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, умение видеть связь декоративного образа с природой.
2. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи.
3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом.
К уроку дополнительно необходимы образцы произведений народных мастеров Полховского Майдана; фотоматериалы, слайды, живые цветы.
     

Примерный ход урока

1. Путешествие в веселое сказочное царство расписных деревянных игрушек из Полховского Майдана. Знакомство учащихся с цветовым контрастом в росписи.
2. Повтор второклассниками за мастером любимых полховцами элементов: большой розы, бутона с листиками.
3. Сочинение учащимися игрушки в подарок, украшение ее по мотивам народных узоров «тарарушек».
4. Итоги: отмечаем в детских работах чистоту и яркость цветов (синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый, противопоставление друг другу по цветовому кругу). Слушаем суждения второклассников о том, кому они хотят подарить игрушки, что особенно их поразило в майданских «тарарушках».

В учебнике к данному уроку представлен довольно обширный материал, который помогает выстроить путешествие в село Полховский Майдан Нижегородской области, где живут и творят потомственные токари и расписчицы-красильщицы.
Прежде всего следует обратить внимание учащихся при их первой встрече с точеной деревянной игрушкой и другими бытовыми изделиями в той же технике на то, что все изделия расписаны необычайно ярко и празднично.
Удивление и радость вызывают у детей узнаваемые формы деревянных грибочков-копилок и яблоки-копилки, звонкие цвета шиповника, золотистых яблочек, голубого неба. Все увидено в жизни и обобщено по законам красоты.
И в этом огромное значение имеет понимание мастерицами-красильщицами значения цветового контраста. Они умело и свободно, во всю силу используют соседство синего и оранжевого, красного и зеленого, желтого и фиолетового. Так, яркий, как бы светящийся изнутри красно-желтый или красно-розовый цветок или яблоко положены на сверкающие яркой зеленью листья.
Но не только это. Характерно, что красное, чтобы быть особенно напряженно красным, как бы перекатывается, переливается в желтое; зеленое, чтобы звучать особенно анилиново-зеленым, переливается синим. Поэтому рядом кладутся почти всегда два листа: один зеленый, другой синий. Все сделано для того, чтобы заострить, усилить яркость, взбудоражить, а не успокоить. (Подробнее см.: Семенова Т. С. Художники Полховского Майдана и Крутца / Т. С. Семенова. — М., 1972. — С. 92—155.)
Во время выполнения творческой работы обращаем внимание второклассников на значение черного контура-наводки в майдановской росписи. Черный цвет наводки помогает удерживать на поверхности роспись в целом, придает ей превосходную, подчас безупречную устойчивость. Черный цвет не отражает света, поэтому прочнее всего держится на поверхности.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru