Творческая работа: Сочини рисунок для своей пряничной доски.
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам резной пряничной доски (графические материалы).
Основные цели и задачи урока
1. Познакомить второклассников с искусством мастеров-резчиков пряничных досок.
2. Расширять представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям.
3. Развивать у детей потребность в творчестве.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски.
К уроку дополнительно необходимы репродукции, фотоматериалы, слайды с изображением пряников из музейных коллекций.
Примерный ход урока
1. Чудесные пряничные доски. Работа учащихся по тетради и учебнику).
2. Русский пряник «в почесть» и сладкий подарок детям. Представление второклассников о многообразии искусства мастеров (резчиков и пекарей), связанного с многообразием обрядовой роли пряников в русском быту.
3. Повтор учащимися за мастером рисунка с пряничной доски.
4. Работа второклассников над своим эскизом резной доски для печатного пряника.
5. Итоги: организуем выставку детских эскизов и конкурс на лучшую детскую резную доску для печатного пряника. Напоминаем о связи с последующими уроками художественного труда.
Сообщаем второклассникам о том, что в старину на протяжении веков нарядные печатные пряники были связаны с различными обрядами народной жизни (см. краткий справочный материал).
Не случайно поэтому в украшении резных пряничных досок на протяжении веков проступает преемственность народных вкусов и приемов техники. Мелкоузорную декоративную резьбу в пряничной резной доске отличает удивительная четкость и выразительность.
Пряники делали праздничный стол нарядным. Искусные мастера готовили их по-разному: печатали с резных досок, вырезали с помощью специальных форм, лепили, как игрушки. Пряничную поверхность украшали разноцветной сахарной глазурью, иногда даже золотили. По своим размерам пряники могли быть самыми разнообразными: маленькими или огромными, которые даже не помещались на телеге. Такие гигантские изделия считали праздничными.
Особые пряники пекли «в почесть», «в знак чести». Длина их была до одного метра. На них нередко указывали имя человека, которому преподносили подарок.
Были пряники хоромные, или теремные, на них изображали сказочные терема с шатровыми крышами, птицами.
Для детей выпекали фигурные пряники. Кого только не изображали на них: сказочных птиц, львов, рыб, домашних животных, пароходы и даже алфавит!
При повторе за мастером рисунка с пряничной доски обращаем внимание второклассников на богатство декоративных изображений. Отмечаем, что приемы декоративной резьбы облекают узорным покровом все изображение.
Поэтому перед созданием второклассниками эскиза резной доски напоминаем им о значении декоративного силуэта изображения и о выразительности ритма декоративных углублений.
Краткий справочный материал
О формально-стилистических и иконографических особенностях пряничных досок.
Пряники издавна играли многообразную обрядовую роль в старом русском быту.
Непременной технической принадлежностью как пряничного завода, так и домашнего приготовления пряников служили резные доски, формировавшие — отпечатывавшие — лицевую сторону пряников, которые исстари усвоили себе на этом основании наименование печатных. Пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного убранства изготовлялись из хорошо выделанного материала (береза, груша, ива, липа) мастерами-резчиками, в художественном ремесле которых хранилась длительная преемственность народных вкусов и техники. Соединяя в себе одновременно и технические, и художественные основы широко распространенного промысла, эти оригинальные доски приобрели отличительную четкость и выразительность как в резном мастерстве, так и в декоративных мотивах.