Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Творческая работа: Нарисуй силуэт сосуда (дагестанского и греческого — по выбору). Укрась форму изделия по мотивам народного орнамента. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам росписи балхарской и греческой керамики (гуашь, кисть).

Основные цели и задачи урока
1. В эмоционально-игровой форме дать второклассникам представление о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира.
2. Углубить эстетическое восприятие учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце.
3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда.
      К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана.
      

Примерный ход урока

1. Беседа «В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор» (У., с. 16—17).
2. Повтор учащимися элементов орнаментов керамики Дагестана и Древней Греции (Т., с. 10—11).
3. Сочинение (вариация) второклассниками декоративной композиции для украшения сосудов по мотивам балхарских и греческих узоров.
4. Итоги: определяем, кому из учащихся удалось наиболее выразительно разместить узоры, хорошо гармонирующие с поверхностью сосудов, а также то, какие добрые пожелания и знаки-символы можно прочитать в детских росписях. Напоминаем ребятам о том, что эскизы расписных сосудов необходимы на уроках художественного труда во время лепки и росписи изделий.
      Урок рекомендуем начать с увлекательного путешествия в мир искусства керамики, в мир одного из самых древних материалов.
      Игра-путешествие высветит разные моменты многовековой истории создания произведений из керамики — материала такого древнего и такого юного, как само человечество. Например:
    • гипотезы о происхождении технологии изготовления изделий из глины (см. краткий справочный материал);
      • загадки о происхождении знаков-символов в узорах мастеров Древней Греции и Дагестана;
      • гончарный круг в далекие времена и сегодня — верный помощник мастера (любой страны мира).
      Как и в 1 классе, задания на повтор и вариацию элементов по мотивам орнамента в искусстве народов мира даются учащимся от имени  народного мастера. Им помогут справиться с заданием некоторые советы мастера:
      • орнамент рисуем сразу кистью;
    • самые крупные элементы орнамента изображаем на верхней, самой выпуклой поверхности «тулова» сосуда;
      • мелкие элементы орнамента изображаем на поверхности горла сосуда и на поддоне;
   • сферическую, упругую форму сосуда подчеркиваем линиями — поясками, повторяющими движение прикосновения кисти (или палочки) мастера во время быстрого вращения гончарного круга.
      Для уточнения представления учащихся о том, как орнаментальная роспись гармонирует с поверхностью сосудов и сохраняет ее, предлагаем им чаще посматривать на репродукции народной керамики.

      Краткий справочный материал

      Керамика (греч. keramiké — гончарное искусство) — изделия и материалы из глин и их смесей с неорганическими соединениями, закрепленные обжигом. Слово происходит от названия предместья Афин, где работали гончары.
      Художественная керамика составляет обширную область декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства. Пластические свойства глины и богатство керамического декора позволяют создавать разнообразную утварь, скульптуру, панно, вазы, игрушки, украшения и другие керамические изделия.
      Основные технологические виды керамики — гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. (Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под общ. ред. А. М. Кантора. — М., 1997. — С. 249. Далее ссылки на это издание.)
      Чернофигурная вазопись Древней Греции. В VI в. до н. э. в Греции доминирует чернофигурная вазопись с четким силуэтом, выразительным жестом и движением. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красном фоне глины. Иногда добавляли белый цвет и процарапывали узор одежды и полосы на поверхности лака. Последовательная вереница фигур развертывалась в ленту повествования.
      Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий. В его исполнении мифы и сказания гомеровского эпоса превращались в выразительные композиции (амфора «Аякс и Ахилл, играющие в кости», килик «Дионис в ладье»). (Библиотека «Юного художника». Вып. 1. — 2000. — С. 12—13.)
      Народная керамика Дагестана. Дагестанская керамика глубоко самобытна. Ее декор органически связан с высокой орнаментальной культурой всех видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Более всего известна балхарская керамика (аул Балхар). Лепку изделия осуществляют на гончарном круге.
      Красками служат ангобы (светлые глины): белая, красная, желтая. В росписи используются в основном растительные мотивы, а также магические знаки плодородия, астральная и земледельческая символика. Изображения круга (в том числе с крестом внутри), ромба, квадрата, концентрических окружностей издревле распространены не только в народном искусстве Дагестана, но и у многих других народов мира. Они являются символами солнца, воды, плодородия либо имеют значение оберегов и благожеланий.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru