Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Творческая работа: Повтори за мастером волшебный гжельский мазок. Нарисуй силуэт чайника, укрась его по мотивам гжельской росписи. 
Вид изобразительной деятельности: Декоративная композиция по мотивам гжельской росписи (синяя гуашь, кисти).

Основные цели и задачи урока
1. Дать второклассникам представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, о высоком художественном уровне гжельских изделий на всем протяжении многовековой истории.
2. Развивать потребность детей в творчестве.
3. Познакомить учащихся с секретом технического приема — гжельского мазка с тенями.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения кистевой росписи, композиционного навыка — сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета.

К уроку необходимо подобрать репродукции и образцы современных изделий Гжели.
      

Примерный ход урока

1. Работа по учебнику (с. 40—43), знакомство второклассников с особенностями колорита Гжели: красота русской земли и очарование синего и белого в гжельской росписи.
2. На примере работы Н. Бидак объяснение учащимся, как рождается волшебный мазок (У., с. 41—43).
3. Сообщение учащимся кратких сведений о Гжели — родине русской керамики.
4. Повторение второклассниками за художником приемов кистевой росписи (У., с. 43, Т., с. 26).
5. Сочинение учащимися узоров для гжельской посуды (У., с. 43, Т., с. 27).
6. Итоги: отмечаем в детских работах выразительность и разнообразие узоров в украшении посуды, связь декора с ее формой.
      Напоминаем учащимся, что из содержания данного урока им необходимо на уроках художественного труда.
      
      Знакомство второклассников с искусством Гжели приурочено к началу первого зимнего месяца — декабря. Это облегчает возникновение у них ассоциации красоты зимнего пейзажа с очарованием сине-белого колорита Гжели.
      После того как второклассники полюбовались на иллюстрации в учебнике, узнали, как рождается волшебный мазок, и рассказали о том, как они представили последовательность рисования кистью розы в работе Н. Бидак, желательно кратко коснуться сведений из истории развития Гжели — родины русской керамики (см. краткий справочный материал).
      При выполнении упражнения особое внимание уделяем повтору мазка с тенями (живописного мазка). Остальные приемы, связанные со сложным мазком (2, 3 и 4-я строчки задания в тетради на с. 26), предлагаем выполнить дважды, а закончить всю работу дома или на уроках художественного труда. Роспись собственной декоративной композиции по мотивам гжельской росписи занимает основное время. Напоминаем второклассникам совет художника: рисунок с изображением посуды, которую надо украсить, можно поворачивать, чтобы видеть узор с разных сторон и сделать его более выразительным.

      Краткий справочный материал

      Гжель — родина русской керамики. На территории Москвы белоглиняная неглазурованная керамика встречается уже в XV в. Как считают специалисты, это могла быть только гжельская посуда, продававшаяся наряду с чернолощеной и муравленой керамикой.
      Однако ценность белых глин до XVIII в. еще не осознавалась. Но постепенно изделия из белой глины начинают вытеснять из быта русского человека всю остальную посуду, а Гжель, небольшое подмосковное село, дает название целому району, объединившему около 30 сел и деревень бывших Богородского и Бронницкого уездов Московской губернии (современный Раменский район Московской области) и прославившемуся как самый крупный район русского керамического производства.
      Само название «Гжель» связано, видимо, с керамикой, с процессом обжига. В этом слове слышатся отзвуки глагола «жечь». Да и знаменитая русская поговорка «Хоть горшком назови, только в печь не станови», по преданию, также появилась в Гжели.
      В мировом керамическом искусстве Гжель занимает исключительное место уже потому, что на протяжении всей своей истории ее мастера обращались почти ко всем керамическим материалам и добивались самого высокого художественного уровня. Яркая самобытность  отличает квасники и кумганы XVIII в. из майолики, украшенные росписью и фигурками, фаянсовые кувшины, кружки XIX в., многоцветный с цветочной росписью фарфор и фарфоровые скульптурки — живые, непосредственные, как и их предшественники, фигурки из майолики XVIII столетия. Фарфоровые скульптурки Гжели XVIII в. дали множество неповторимых сюжетов и типажей, не напоминавших ни европейскую скульптуру, ни галантные сцены мейсенского фарфора, ни мифологические сюжеты Петербургского императорского завода. Современные изделия из фарфора и майолики также любимы и популярны в народе.
      Наиболее распространенным керамическим материалом является фарфор, отличающийся исключительной белизной, красивой блестящей поверхностью, крепостью черепка и одновременно его тонкостью (черепок в фарфоре — спекшийся на изломе и водонепроницаемый, а в фаянсе — пористый). Именно фарфор стал ведущим материалом в современной Гжели. (См.: Гжельская керамика: основы народного и декоративно-прикладного искусства / науч. ред. Т. Я. Шпикалова; сопроводит. текст к слайд-фильму Т. Л. Астраханцевой. — М., 1992. — С. 3—4, 28—29, 40—41. Далее цитируется это издание.)
      О последовательности рисования розы Н. Бидак. Все лепестки цветка художница выполняет «мазком с тенями», «живописным мазком». Вот она провела первый округлый мазок, объясняя: «Я начинаю цветок с середины». Середина завершается присоединением еще двух наклонных мазков с левой и правой стороны от первого. Чуть подождав, чтобы лепестки серединки подсохли, Наталия Трофимовна наращивает следующую пару лепестков, чуть пониже. Во время росписи розы художница вращает бумагу, чтобы удобнее было расписывать. Своих учеников она тоже приучает крутить бумагу в нижнюю сторону во время росписи. Этот навык будет совершенствоваться, когда ученики начнут роспись на посуде.
      Последняя пара нижних лепестков розы как бы поддерживает средние лепестки. Теперь можно писать стебель с листочками. Декоративные веточки выполняются «мазком с тенями», а листочки — широким сплошным мазком. Краска для листочков меняет свою тональность: она должна быть намного светлее лепестков цветка. Завершающий этап — тонкие линии завитков, усиков и штрихов прожилок, которые сразу придали росписи легкость и завершенность. Невольно хочется повторить вслед за художником А. Н. Федотовым: «Цветок, как созревший плод, развернул плотные лепестки-дольки, и тонкий стебель согнулся под его тяжестью». (Там же.)

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru