Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Творческая работа: Упражнение-эксперимент на передачу цветом праздничного настроения. Нарисуй новогодний натюрморт. 
Вид изобразительной деятельности: Рисование с натуры (акварель, гуашь, кисти).

Основные цели и задачи урока
1. Развивать у детей цветовое ви́дение. Углублять представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве.
2. Углублять представления второклассников о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах.
3. Развивать потребность детей в творчестве и эмоциональное восприятие ими цвета как способа передачи настроения (праздника), эмоций.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры.
      К уроку дополнительно необходимы елочные украшения (шары, сосульки, фонарики).
      

Примерный ход урока

1. Беседа о русских зимних праздниках под впечатлением произведений художников и народных мастеров (У., с. 50—52).
2. Работа учащихся с цветовым кругом (12 цветов) и по вопросам в учебнике (У., с. 51), выполнение упражнения (палитра праздничного настроения) на отдельном листе.
3. Определение, какая игрушка расположена ближе, а какая дальше. Завершение второклассниками новогоднего натюрморта в тетради (с. 32).
4. Рисование с натуры новогоднего натюрморта.
5. Итоги: отмечаем в детских работах расположение новогодних украшений на листе; передачу радости и праздничного настроения в цветовом упражнении; выразительный ритм больших и маленьких шаров; умение соотнести расположение ближних и дальних новогодних украшений; умение использовать предварительный цветовой эксперимент на палитре.

      Основные цели и задачи данного урока, как видим, варьируют соответствующие цели и задачи уроков 7, 9, 10, т. е. уроков, на которых осуществляется развитие цветового ви́дения. И одним из приемов работы с детьми, направленным на создание благоприятных педагогических условий в решении этой трудной задачи, является «чтение» взаимодействия цветов по цветовому кругу. На данном уроке, как и на проведенных ранее, работа с цветовым кругом не самоцель, она связана с эмоциональным восприятием детьми цвета в произведениях искусства. Это находит отражение в характере вопросов в учебнике и ожидаемых от учащихся ответов на них.
      Обобщая высказывания второклассников, желательно выделить сложные ассоциации, связанные с цветом, в произведениях, рассмотренных на уроке.
      Например, в картине В. Смирнова «Праздник. XIX век» красиво, по-праздничному нарядно выглядит панорама древней златоглавой Москвы (У., с. 51). Светлые, золотистые силуэты храмов, ритм бесчисленных куполов особенно ярко выделяются на фоне темно-синего неба. Их почти неземную красоту подчеркивает и заснеженный берег реки с деревянными домами, толпою гуляющих горожан, представленных на первом плане. Создается ощущение духовной мощи России, устремления русской души к идеалам добра и красоты, вечной гармонии.
      Проводим тренировку второклассников и учим их распознавать, какая игрушка расположена ближе, а какая дальше. При выполнении второклассниками задания на завершение новогоднего натюрморта в тетради (с. 32) обратим их внимание на прерывистые линии контура в абрисе новогодних игрушек. От того, как учащиеся смогут представить соотношение игрушек в пространстве, зависит окончательная композиция натюрморта:
      • стеклянная сосулька на переднем плане перекрывает два других шара;
      • маленький шар на переднем плане закрывает часть сосульки. Если в этом варианте предположить, что большой шар — самый дальний, то контур сосульки закроет часть этого шара;
      • соответственно меняется видимость контура сосульки, если оба шара располагаются ближе и закрывают частично ее абрис.
      Работа в цвете предполагает учет второклассниками следующих моментов:
      • умение использовать результаты поиска на палитре тех цветов, которые, по мнению автора рисунка, соответствуют передаче праздничного настроения;
      • чуткое и бережное отношение к индивидуальным особенностям ви́дения учащимися взаимодействия цветов;
      • умение найти место для блика — самого светлого пятна на освещенном шаре для передачи ощущения блеска стеклянных украшений.
      При рисовании шаров с натуры избегаем показа размещения предметов в композиции. Второклассники должны не бояться чистого листа и свободно размещать понравившиеся игрушки, украшающие класс.

      Краткий справочный материал

      Из истории празднования Нового года в России. Елочки на Руси у наших предков не было. Вносить в дом и украшать вечнозеленое деревце на Рождество — это обычай северных народов. Это был символ вечной жизни и света, как родившийся Христос. Говорили: «Нет праздника больше Рождества, как нет гнезда выше орлиного».
      Только в XVIII в. вместе с немецкими колонистами, в большом количестве поселившимися в Петербурге и Москве, пришла на Русь и елочка вместе с Санта-Клаусом, нашим Дедом Морозом, и заняла свое должное почетное место в городских домах с Рождественского сочельника до Крещения. Да и празднования Нового года с особой пышностью начались с указа Петра I «О праздновании Нового года». Указ был оглашен 20 декабря 1699 г. В нем говорилось, что Новый год объявляется и отныне будет начинаться 1 января.
      1700 г. приказано было встречать шумно, весело, украсить дома ветками ели, сосны, можжевельника, обязательно поздравлять друг друга с Новым годом. В 12 часов ночи на Красной площади были назначены «огненные потехи» (фейерверк), приказано было стрелять из пушек и мушкетов. (Шаповалова Г. Г. Жили-были...: русская обрядовая поэзия / Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева. — СПб., 1998. — С. 31.)

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru