Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Творческая работа: Нарисуй силуэт одноглавого храма по представлению. Используй пропорции, симметрию, ритм как важные выразительные средства своей композиции.
Вид изобразительной деятельности: Рисование по представлению (фломастеры, гуашь, акварель, кисти).

Основные цели и задачи урока
1. Познакомить учащихся с древнерусской архитектурой на примере одноглавого и пятиглавого храмов Владимиро-Суздальской земли и Троице-Сергиевой лавры.
2. Развивать потребность детей в творчестве.
3. Ввести в активный словарь учащихся термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче образа архитектурного сооружения (объемы, симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали).

      К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии русских храмов — памятников архитектуры. Использовать вырезанки храмов мастера К. Воробьева, рисунки Т. Мавриной и других художников (из учебника).

Примерный ход урока


1. Знакомство учащихся с храмами древнерусской архитектуры (У., с. 53—56, Т., с. 34, рисунки Т. Мавриной и других художников — У., с. 11, 32, 44, 51—52, 72, 84, 88, 94, 100,102, 105). Изовикторина (У., с. 57).
2. Чтение второклассниками композиционных схем одноглавого храма (У., с. 56). Разъяснение детям названий основных архитектурных объемов и деталей русского храма (У., с. 56).
3. Выполнение учащимися графической зарисовки разных куполов симметричной формы (Т., с. 34).
4. Рисование второклассниками по представлению и по памяти белокаменного храма (У., с. 56, Т., с. 35).
5. Итоги: отмечаем выразительность детских композиций храмов; выслушиваем суждения некоторых второклассников о том, какое настроение они хотели передать; просим их называть части и элементы храмовой архитектуры.
      
      Тема урока связана с проблемой духовности, святости, надеждами на возрождение великой России.
      Не случайно для беседы об образе русского храма в учебник включены художественные произведения, в которых изображены памятники русской архитектуры мирового значения.
      Так, Т. Маврина рисует сказочно прекрасную панораму древнего города Юрьева-Польского Владимирской области. На переднем плане — Георгиевский собор (1230—1234 гг.). Стены собоpa украшены уникальными резными рельефами: «Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом» (Н. Н. Воронин).
      На картине «А. Рублев» художник И. Сандырев изобразил силуэты храмов Троице-Сергиевой лавры, среди которых узнаваем Троицкий собор. Иконы для этого собора выполнял Андрей Рублев. Здесь находилась и знаменитая «Троица».
      От беседы о красоте белокаменных храмов переходим к чтению композиционных схем одноглавого храма (У., с. 56).
      В схематических рисунках главных фасадов зданий четко обозначаются основные архитектурные объемы и детали русского храма. С помощью справочного материала учитель поясняет второклассникам названия частей и элементов храмовой архитектуры. Это объяснение можно сделать более эффективным, если подготовить к уроку словарные карточки.
      В графическом изображении особенно четко проступают вертикали в силуэте храма. Преобладание вертикалей воспринимается как символ духа, устремленности к небесам.
      От анализа изображения храма и соотношения его частей вновь переходим к художественному восприятию образа храма. Обсуждаем не только увиденные на уроке изображения, но и впечатления детей от экскурсии к ближайшему храму. Именно это живое восприятие храма в жизни должно помочь учащимся выразить в рисунках свое восхищение красотой, уважение к старине и к русским обычаям, а также любовь к Древней Руси и России.
      Великий художник Н. Рерих предпринял в 1903 г. поездку по древнерусским городам, чтобы воочию убедиться, «когда бывала красота на нашей земле». Художник объехал 25 городов, написал 90 этюдов — целую серию, названную им «Памятники русской старины».
      Серия эта явилась подлинным художественным открытием шедевров древнерусского зодчества, до этого мало привлекавших внимание общества. Это невнимание к тому, что рядом, к подлинно великим творениям народного гения побудило Рериха взяться за перо и обратиться к русскому обществу с призывом «узнать и полюбить Русь». Небольшой отрывок из его статьи «По старине» звучит очень современно: «Не нужно, чтобы памятники стояли мертвыми, как музейные предметы. <...> Дайте памятнику живой вид, возвратите ему то общее, в котором он красовался в былое время, — хоть до некоторой степени возвратите! Не застраивайте памятники доходными домами; не заслоняйте их казармами и сараями... Дайте тогда молодежи возможность смотреть памятники, и она, наверное, будет стремиться из тисков современности к древнему, так много видевшему делу». (Рерих Н. К. Россия / Н. К. Рерих; сост. Е. Б. Дементьева, А. Д. Алехин. — М., 1992. — С. 15, 22. Далее ссылки на это издание.)
      Творческая работа учащихся начинается с выполнения наброска, связанного с дорисовкой куполов храма (Т., с. 34). Одни из них шлемовидной формы, другие — луковичной. На рисунке оставлены вспомогательные горизонтальные линии. Второклассники вспоминают, зачем такие линии были нужны в рисовании вазы симметричной формы (урок 11). Соответственно теперь, в рисовании куполов, они тоже нужны для определения основных парных ориентиров в изображении симметричной формы.
      Во время выполнения второклассниками композиции белокаменного храма по памяти (если они смогли увидеть на экскурсии храмовую  архитектуру) или по представлению (на основе увиденного на уроке) определенную помощь оказывает работа на уроках художественного труда, предшествовавшая данному уроку (А. 2, Т. IV, 5). Путем многократного прямого складывания бумаги они получили силуэт храмовой архитектуры. Конечно, силуэт очень обобщен и отличается по выбору простейших деталей. Но главное в нем отражено — пропорции, симметрия, господство вертикали.
      Именно эти модели должны найти отражение и в свободном рисунке второклассников. Во время выполнения композиции дети, по желанию, смотрят на композиционные схемы, вырезанки К. Воробьева и рисунки Т. Мавриной, помещенные в учебнике.

      Краткий справочный материал

      Аркатурный поясок — ряд декоративных ложных арочек, расположенных на фасаде здания (иногда они встречаются и на внутренней стороне стен).
      Архитектура (от греч. «главный строитель») — искусство формировать пространственную среду, создавать новую реальность.
      Барабан — венчающая часть здания, цилиндр или многогранник, на котором возводится купол.
      Закомары — полукруглое или килевидное завершение наружной верхней части стен древнерусских храмов.
      Звонница — надстроенное на стене храма или отдельно стоящее сооружение с одним или несколькими проемами для подвешивания колоколов. В отличие от колокольни, где колокола размещаются по кругу, в звоннице они предстают в ряд.
      Лопатки — вертикальные выступы на стене здания, храма.
      Портал (лат. porta — ворота) — архитектурно оформленный дверной проем здания; в русском зодчестве XII—XVII вв. характерны своеобразные, так называемые перспективные, порталы: несколько уходящих в глубину стены уступов, уменьшающихся в размерах. (Поцелуев В. А. Словесин предков / В. А. Поцелуев, И. Е. Никонов, И. В. Петряев. — М., 1997. — С. 183.)

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru