Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

Творческая работа: Нарисуй свою иллюстрацию (героев) к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина.
Вид изобразительной деятельности: Рисование по представлению (гуашь, акварель, кисти, цветные мелки).


Основные цели и задачи урока
1. Создать педагогические условия для эмоционально-эстетического восприятия учащимися того, как мастера лаковой миниатюры творят палехскую сказку под воздействием поэтического мира Пушкина.
2. Обратить внимание второклассников на сказочно-условный характер живописной изобразительности палехской миниатюры; соединение разновременных действий, многосюжетность живописного повествования, декоративность.
3. Развивать потребность детей в творчестве.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: с помощью цвета, соотношения главных частей композиции создать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане...».

К уроку дополнительно необходима подборка открыток и книг со сказками А. С. Пушкина, иллюстрации к которым выполнили художники Палеха.

Примерный ход урока

1. Беседа о произведениях художников миниатюрной живописи из Палеха на темы сказок А. С. Пушкина. Главные моменты беседы видятся в следующем:
— особенности декоративной композиции в миниатюре А. В. Котухина «Сказка о царе Салтане...» (многосюжетность, объединение действий, происходящих в разное время, декоративность, красочность и орнаментальность, созвучные поэтическому слову сказок Пушкина);
— узнавание сказочных образов в миниатюре «У Лукоморья» Д. Н. Буторина;
— определение разновременных сюжетов в рисунке А. В. Котухина по «Сказке о царе Салтане...»;
— образ моря, объединяющий главные сцены из «Сказки о рыбаке и рыбке» в миниатюре И. И. Зубкова.
2. Выбор второклассниками героев для иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...». Самостоятельная работа над своей композицией.
3. Итоги: выслушиваем суждения нескольких второклассников о том, какой фрагмент сказки они хотели передать в своих рисунках. Отмечаем в детских рисунках выразительность цветового решения, соотношения главных частей композиции. Музыкой и поэтическими строками, любованием красочными сказочными произведениями палехской миниатюры желательно закончить урок.

Тема урока необычна и празднична: звучание поэтического слова А. С. Пушкина соединено с лирическим живописным строем искусства Палеха.
Живописность и поэтическая повествовательность палехской миниатюры становятся очевидными для учащихся уже при знакомстве с миниатюрой А. В. Котухина «Сказка о царе Салтане...». Внимательно рассматривая ее и отвечая на вопросы учебника, они, конечно, увидят всех героев сказки, все три чуда. В центре композиции под аркой палат — царь Салтан и князь Гвидон. За ними — дядька Черномор и тридцать три богатыря. На площади перед дворцом царю Салтану являются еще два чуда: «ель стоит, под елью белка» и Царевна Лебедь, которая встречает гостей на крыльце дворца вместе с матерью Гвидона. Есть в миниатюре и славный флот Салтана. С этой сцены начинается повествование в миниатюре. Корабли приближаются к острову Буяну. А на первом корабле царь Салтан смотрит в подзорную трубу. Князь Гвидон тоже внимательно рассматривает корабли Салтана.
Объединение действий, которые происходят в разное время, возможно в декоративной композиции миниатюры. Фольклорная песенность, ритмичность и красочность миниатюрной живописи созвучны красоте и гармонии сказочного мира в произведениях А. С. Пушкина. Ритму поэтических строк вторит ритм сюжетов в миниатюре. Этому способствует и своеобразный архитектурный мотив арок, под своды которых помещены разные сюжеты повествования. Преобладание теплых золотистых тонов, орнаментальность — все создает образ радостного сказочного чуда, победы добра и красоты.
Во время знакомства с произведениями палешан звучат поэтические строки А. С. Пушкина, и если позволяют условия, то и фрагменты опер «Сказка о царе Салтане...», «Руслан и Людмила» Н. А. Римского-Корсакова.
При выполнении самостоятельной работы определенную помощь учащимся может оказать иллюстративный материал в учебнике к урокам 21—22, на которых рассматривался народный женский праздничный костюм, а также костюм и доспехи русского воина-богатыря. Колорит древнерусской одежды предстает и в композициях, помещенных в учебнике.
Не забываем напомнить второклассникам о том, что на первом этапе самостоятельной работы они выполняют набросок карандашом, намечая лишь общий силуэт фигуры героя, не прорисовывая декоративных деталей. Затем на палитре подбирают красивое сочетание цветов, которые будут использованы в композиции. Рекомендуем посмотреть и повторить понравившиеся соотношения цветов на миниатюре.

Краткий справочный материал

Пушкинский сказочный мир в развитии палехской миниатюры. Внимание палехских мастеров лаковой миниатюры не случайно привлек пушкинский сказочный мир: он соответствовал сказочно-условному характеру их искусства. Пушкинские сказки, поэма «Руслан и Людмила», по свидетельству знатоков творчества палешан, сыграли большую роль в развитии палехской миниатюры. Под их влиянием в искусстве палехских мастеров развивались принципы психологической конкретизации, индивидуализации персонажей, соединения разновременных действий, многосюжетного живописного повествования, общей композиции, живописной изобразительности. Все это обусловило синтез живописи и предметной формы, становление и расцвет палехской лаковой миниатюры (особенно в 1930-е гг.), ее мировую известность. (Сказочный мир Пушкина: из собрания Государственного музея палехского искусства / сост. Н. П. Кузенина, А. В. Бокарева, Е. С. Милютина; вступ. ст. А. Лужановского. — Иваново, 1996. — С. 5, 7.)
Ритмичность пушкинского стиха, музыкальность языкового и композиционного склада произведений, живописная наглядность образов Пушкина — все это способствовало формированию поэтического строя искусства Палеха, его системы пластических средств, где декоративность являлась и содержанием, и средством выражения.

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru