Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6 – 10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование у учеников целостной научной картины мира, которая постепенно обогащается за счет перехода от класса к классу все новыми фактами, явлениями и углублением уже имеющихся знаний об окружающем мире.
Особенность данного курса – реализация комплексного подхода в ознакомлении с окружающим миром. Большое место занимает объединение образовательных областей естествознания и обществознания. Источником познания служит вся окружающая действительность: и природа, и явления общественной жизни.
Курс каждого года обучения знакомит учащихся с определенным кругом предметных знаний, обеспечивает формирование различных надпредметных умений – умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, а также включает содержание, обеспечивающее формирование эмоционально-ценностного отношения к природе и окружающему миру.
Если раньше обучение велось по единой программе и темам, то в настоящее время в блоке естественных дисциплин пять традиционных и свыше десяти вариативных программ. Авторы и авторские коллективы при создании новых программ расширяют и дополняют обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир» с целью формирования у детей младшего школьного возраста единой научной картины мира, поэтому и начальные географические знания, преподаваемые в начальной школе, зависят от выбора той или иной программы. Где-то их больше, где-то меньше, а в некоторых вообще нет. В учебниках по курсу «Окружающий мир», можно выделить следующие географические знания, преподаваемые в начальной школе:
наблюдения в природе;
опыты с природными объектами;
погода, предсказания погоды, простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.;
полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком;
сравнение свойств наблюдаемых объектов;
работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.) и создание несложных моделей;
ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса;
элементарные приемы чтения плана, карты;
родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.);
природа родного края: равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте);
явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений);
природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон;
народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта;
города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте;
страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Мы сравнили учебники по курсу «Окружающий мир» для начальной школы авторов А.А. Вахрушева и др. и А. А. Плешакова.
В учебниках А. А. Вахрушева и др. есть логически выстроенная географическая линия, подкрепленная достаточно качественным картографическим материалом. Вроде бы это хорошо, но есть два нюанса. Во-первых, особенности восприятия детей 1-2 класса не позволят в нужной мере усвоить довольно качественно подобранный материал – качественный скачок в восприятии, происходит, по мнению психологов, между вторым и третьим классом. Во-вторых, второклассники, освоившие непростой для их возраста курс, в следующий раз встретятся с географией только в 6 классе.
В учебниках А. А. Плешакова географических тем для начальной школы достаточно, чтобы помочь ребенку познать мир, в котором мы живем. Но картографическая составляющая к географическим темам оставляет желать лучшего.
Нам понятны сложности, которые испытывает и учитель и учащиеся в условиях такой «сжатой» программы. Выше приведен список только географических знаний, а в предмет окружающего мира входят и ботаника, и зоология, и анатомия, и ОБЖ, и экономика, и экология, и история, и обществознание. Большой объем и пестрота материала часто дают не тот результат, к которому стремились авторы курса. Может, имеет смысл дать меньше, но продуманный материал, чтобы заинтересовать, чтобы хотелось детям продолжать изучение предмета?
Мы предлагаем начать знакомство с увлекательнейшей наукой географией с картографических игр на уроках окружающего мира. Думаете рано? Совсем нет! Согласно требованиям, выпускник начальной ступени образования уже должен иметь некие навыки работы с картографическими произведениями. То есть картографическая грамотность (также как и орфографическая, математическая, информационная и т.п.) закладывается в младших классах. Своевременная работа по формированию картографической грамотности позволит школьникам в дальнейшем ориентироваться в системе географических знаний, осознавать необходимость нового знания, сформирует интерес к карте. Для формирования картографических умений необходимо, чтобы в учебно-методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с картографическими произведениями. Формирование основ картографической грамотности и географической культуры в целом мы рассматриваем как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Интерес к географии может зародиться или пропасть в дебрях «Окружающего мира». Поэтому очень хотелось бы привлечь внимание географов к географическому содержанию этого, безусловно, важного курса.