Фразеология – это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты речи. Фразеологические обороты употребляются в языке в готовом виде. Их нельзя заменять другими словами или вставлять какое-нибудь слово. Например:
«Откладывать в долгий ящик» ( нельзя сказать в «длинный ящик).
С устойчивыми образными выражениями мы часто встречаемся в повседневной жизни. «Найти общий язык», «время истекло», «не разлить водой»…Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда выражаем своё отношение – одобрительное, пренебрежительное, или ироническое к данному факту.
Для того, чтобы знат, когда и где лучше употреблять фразеологизм, необходимо хорошо знать его значение и образ, который лежит в основе этого выражения.
Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий, явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на четыре группы:
1.Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа( Кричать во всю Ивановскую).
2.Образные выражения, отражающие народные поверья, обычаи(Забежать на огонёк)).
3.Устойчивые сочетания, возникшие из различных ремёсел (Бить баклуши).
4.Крылатые слова(Свежо придание, а верится с трудом).
Таким образом, фразеологические обороты – это благодатный материал для закрепления разделов грамматики, обогащения словарного запаса и развития речи учащихся.Знание этимологии фразеологизмов повышает познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и расширяет его кругозор.
Целью работы над фразеологизмами является :научить понимать смысл этих выражений и активно использовать их в собственной речи. Работа над фразеологизмами
очень интересна, позволяет «включать» детей в активную умственную деятельность,
заставляет задуматься над значением слов.
Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значения и особенностей употребления требует целенаправленной, специально организованной работы.
Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования, однако на современном этапе ей уделяется внимание и в начальном курсе русского языка. Важность данной работы очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц – постепенный, длительный процесс.
Обучение фразеологии в учебниках А.В. Поляковой складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации, усвоения учащимися понятия "фразеологизм" и формирования умения пользоваться фразеологическим словарем.
В соответствии с общими методическими принципами системы Л.В. Занкова уже в 1-м классе вводится определение понятия "фразеологизм"
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.,
которое закрепляется в последующих классах.
В учебниках А.В. Поляковой представлены различные приемы объяснения значения фразеологизмов, большая часть стимулирует самостоятельный поиск учащихся. Значение фразеологизма: а) выясняется по картинке-иллюстрации; б) устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований; в) находится по его значению или значение выясняется по фразеологическому словарику. Картинки-иллюстрации на сюжеты известных произведений детской литературы, тексты упражнений, содержащие информацию о происхождении фразеологизмов, не только помогают установить значение, но и способствуют осознанию их образного, метафорического компонента.
С целью активизации словаря младших школьников предусмотрены следующие упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом; подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста; подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту. Как прием, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендуется использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом.