Гимназисты

Уроки Совы Филиновны

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сила знаний

 

Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Одни считают, что ложь - это проявление порочность ребенка, и в дальнейшем маленький лжец станет большим негодяем. Других особо раздражает, что солгав ребенок обманул доверие окружающих. И большинство взрослых – и родителей, и учителей, - теряются, столкнувшись с ложью ребенка, не зная, как дальше с ним общаться: доверять? наказывать?

В основе любого действия лежат определенные мотивы. Есть мотивы и у детской (и не только у детской) лжи.  На протяжении младшего школьного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает определенные изменения. Меняются и мотивы лжи.

Так, для детей 7 – 8 лет основным мотивом лжи является стремление избежать наказание. В этом возрасте дети лгут тогда, когда подозревают, что за совершенный ими поступок могут быть наказаны. Однако дети в возрасте от 7 до 11 лет одинаково считают, что ложь ради избегания наказания (например, когда не признаешься, что разбил вазу) хуже, чем «белая» ложь (например, когда говоришь другому, что тебе нравится его прическа, хотя на самом деле это не так). Альтруистическая ложь (например, когда хулиган хочет побить малыша, а ты не говоришь, где тот спрятался, хотя и знаешь это) почти никем не осуждается. Семилетние дети оценивают этот поступок ниже, чем более старшие, хотя даже они соглашаются с тем, что подобная ложь все–таки не столь ужасна, как ложь ради избегания наказания.

Для детей 7-8 лет важно быть в центре внимания, так как для этого возраста характерен повышенный эгоцентризм. Ученики первого и второго класса при помощи лжи стремятся добыть внимание окружающих. Этот мотив лжи есть и у детей 9 – 11 лет, но он выражен не настолько явно как у 7 – 8 лет.

К 10 – 11 годам дети уже не расценивают ложь как безусловное зло. Является ли ложь злом для них зависит от обстоятельств. В этом возрасте появляется понимание того, что ложь подрывает доверие. Однако, понимать и руководствоваться этим пониманием – не одно и то же! Даже взрослые, решаясь на обман, порой забывают о таком возможном последствии, как утрата доверия. Взаимоотношения, омраченные ложью, уже не могут быть по–прежнему близкими. Утраченное доверие восстановить очень трудно.

Дети 9 – 11 лет стремятся отвечать ожиданиям других. Они настолько озабочены одобрением сверстников, что все иные моральные соображения, если они противоречат мнению друзей, отступают на второй план. Ребенок уже не столько опасается наказания, сколько стремится жить в соответствии со своими представлениями о самом себе. Ребенок может солгать, чтобы не огорчать родителей или заслужить одобрение друзей.

Мотивом лжи для детей 10 – 11 лет также является и мотив защитить друзей от неприятностей, т. к. именно в этом возрасте детям очень важны отношения со сверстниками.

Еще один мотив – мотив соревнования. Ребенок стремится не просто получить одобрение со стороны сверстника, но и быть (или хотя бы казаться) лучше его.

А вот такой вид лжи, как жульничество, с целью получить выгоду или избежать наказание встречается на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети начинают списывать с первого класса и продолжают использовать этот вид лжи в течение  всего процесса обучения.

Другими словами, на протяжении всего младшего школьного возраста мотивы лжи меняются. В отличие от детей 7-8 лет, у которых преобладает мотив - стремление избежать наказание, для детей 8-9 лет доминирующим мотивом является –  добыть то, чего иным способом получить не может или не хочет ( обычно это внимание и интерес окружающих). Мотив защитить что-то или кого-то значимого для себя и мотив получить власть над окружающими являются преобладающими у детей 9-11 лет, который практически отсутствует у детей 7-8 лет. Для того, чтобы получить какую-либо выгоду, ко лжи прибегают дети на протяжении всего возрастного периода.

 

Поиск

Грамотеи

Мудрый оном

Утиные уроки

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru