Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Неслучайно, одно из направлений идущего сейчас эксперимента по совершенствованию содержания и структуры образования - поиск путей к обучению без отметок. При этом приходится осознавать, что речь идет о качественно новом обучении в начальных классах – педагогическом процессе с оценочным компонентом.
Отказавшись от отметок, я ясно понимаю, что ребенок нуждается в эмоциональной поддержке, радостном принятии учителем любой активности малыша, любого, даже самого незначительного, достижения.
Ученик должен видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив свое незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения. У ребенка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе. А это формирует способность к самостоятельности в учении.
Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию. Однако, для установления обратной связи с ребенком при обучении без отметок, на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращенных к ребенку "слов учителя”.
Поэтому я попыталась сделать подборку фраз, стимулирующих активную творческую позицию учащегося, вызывающих поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше, стимулирующих учащихся к самоанализу, вызывающих желание задуматься, изменить отношение к своей работе.
Считаю, что данные фразы помогут педагогам в оценке как устных, так и письменных достижений младших школьников, установить между учителем и детьми взаимопонимание, взаимодоверие, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
Стимулируют активную творческую позицию учащегося, вызывают поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше.
Молодец!
Замечательно!
Умник! Умница!
Ты меня удивил(а)!
Красивое оформление работы!
Очень красиво!
Восхитительно!
Прекрасно!
Чудесно!
Здорово!
Я горжусь тобой!
Ты меня порадовал(а).
Мне нравится, как ты работаешь!
Это действительно прогресс!
Спасибо!
Все идет прекрасно!
Хорошо, благодарю тебя!
Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).
Наконец-то у тебя все получилось! Я очень рада за тебя!
Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за …
аккуратность
прилежание,
старательность,
точность выполнения задания
красивую запись
красивое написание букв, предложений, текста и т.д.
внимательность при чтении задания
качественно выполненную работу
Я признательна тебе за …
Я благодарна тебе за…
У тебя все получится.
Я верю в твой успех.
Мое восхищение!
Поздравляю тебя! У тебя все получилось!
Поздравляю тебя! Буква … написана как в прописях.
Поздравляю тебя. Наконец-то текст (предложение) подчинился (ось) тебе. Ты списал(а) его без ошибок.
Молодчина! В устном счете (в задаче, в задании, в уравнениях, в примерах и т.д.) ни одной ошибки. Это победа!
Я рада (думаю, уверена,), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.
Мне приятно видеть твои успехи.
Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Ты – молодец!
Заметно улучшились результаты.
Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.
Я уважаю в тебе стремление…
написать красиво
выполнить работу аккуратно
выполнить работу старательно
выполнить работу точно
к аккуратности
к старательности
к прилежанию
к самостоятельности
к самосовершенствованию
к самопроверке
найти и исправить ошибки
прописать точно и красиво
Стимулируют учащихся к самоанализу, вызывают желание задуматься, изменить отношение к своей работе.
А тебе это нравится?
Как ты к этому относишься?
А ты доволен (довольна) своим результатом?
Я этого очень ждала, а ты?
Ты меня озадачил(а).
Что с тобой случилось?
Что с тобой произошло?
Постарайся не спешить при выполнении задания.
Постарайся не торопиться
Не спеши. Будь внимательным(ой).
Вчитывайся в задание. Ты сможешь не делать эти ошибки.
Не позволяй себе отвлекаться при выполнении задания.
Проверяй написание слов по словарю и у тебя не будет таких ошибок.
Порадуй меня, пожалуйста!
Отнесись к работе серьезнее.
Твое отношение к домашним заданиям изменилось. Я огорчена.
Заметил(а) ли ты улучшение результатов?
Я предполагаю (хочется верить), что письмо букв (слов, предложений, задач, примеров и т.д.) тебе стало нравиться.
Как ты думаешь? Понравилась твоя работа или нет?
Как ты думаешь? Что бы я тебе написала?
Как бы ты оценил(а) свою работу?
Какие буквы (слова, предложения) тебе удалось написать (выполнить) красиво (правильно, точно, качественно)?
Я верю в твой успех. А ты?
Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал(а).