Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17,18 19, 52 закона Российской Федерации "Об образовании”.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.
Актуальность программы. Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла. Порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Цель программы. Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребёнка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи
Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Предполагаемый результат проекта
Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Реализация личностно-проффессионального роста педагогов.
Раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.
Направление и формы взаимодействия семьи и школы.
Изучение условий семейного воспитания.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Взаимодействие с родительским комитетом.
Совместная деятельность родителей и учащихся.
Изучение условий семейного воспитания.
Методы изучения семей
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащегося, в том числе и отклоняющегося от развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
Наблюдение.
Индивидуальные беседы.
Тестирование.
Анкетирование.
Диагностика.
Деловые игры.
Анализ детских рассказов и рисунков.
Типы семей.
1-й тип. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений:
В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определённом возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи с нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре "особых” забот родителей, в связи, с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции. Что, безусловно, требует внимание педагога.
3-й тип. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип. Внешне благополучные семьи, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с этими семьями особенно трудна.
5-й тип. Неблагополучные семьи с аморальным поведением. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, чем лучше родители и педагоги смогут понять, в чём сильные и слабые стороны индивидуального сочетания когнитивных стилей у конкретного ребёнка. Тем более значительную помощь они смогут ему оказать, сообщая знания в наиболее удобном для усвоения, индивидуализированном виде.
Параметры социализации семьи.
Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни.
Демографический параметр определяется структурой семьи.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Сотрудничество семьи и педагогов.
Реализация системы взаимодействия семьи и школы.
Тематические собрания по классам.
Консультативная работа.
Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.
Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек.
Основные формы работы с родителями:
лекции
дискуссии
семейные советы
круглый стол
устный журнал
беседы
анкетирование
педагогически направленное наблюдение
микроисследование
Основные формы работы с учениками.
Беседа
Классный час
Рассказы детей, беседы
Викторина
Праздник
Акция
Конкурсы рисунков, стихов, сочинений
Фотовыставка
Конкурс рисунков
Примерная тематика родительских собраний
1-й класс
Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
Распорядок дна первоклассника – залог здоровья.
Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников.
Эмоции положительные и отрицательные.
2-й класс
Нравственное воспитание младших школьников в школе и дома.
Формирование духовности у учащихся через чтение.
Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию.
Как по-настоящему любить детей.
3-й класс
Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребёнка.
Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.
Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
4-й класс
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребёнка.
Здоровый образ жизни школьников.
Итоговое собрание "Итоги обучения в начальной школе”.
Примерная тематика работы с младшими школьниками.
1-й класс
"Что значит быть ответственным”.
"Папа, мама, я- спортивная семья”.
"Семейное дерево”
Результат реализации:
Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
Формирование собственного поведения в коллективе, характера.
Проявление потенциальных возможностей школьников.
Выявление потенциальных возможностей школьников.
2-й класс
"Мои семейные обязанности”
"Здоровая семья”
"Семейные праздники”
Результат реализации:
Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Проявление внутренней позиции.
Формирование навыков внутренней позиции.
Формирование нравственных понятий.
3-й класс
"Моя семья – это…”
"В здоровом теле здоровый дух”
"Мир вокруг меня. Какой он?”
Результат реализации:
Формирование нравственных понятий.
Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
Накопление опыта нравственного поведения.
Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.
4-й класс
"Что я чувствую, когда нет рядом родных”
"Папа, мама, я – читающая семья”
"Когда мы вместе”
Результат реализации:
Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.
Формирование у детей ответственности за своё здоровье.
Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путём организации их практической деятельности.
Снижение агрессивности в поведении учащихся.
Мониторинг реализации программы. Мониторинг проекта реализуется на основе диагностических методов, наблюдений и других форм работы по изучению личности учащихся, семьи и взаимоотношений.