КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

 

Теоретико-методологическое обоснование процесса развития картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира

 

Географическая карта -

одно из величайших

творений человеческой мысли.

А.М. Куприн

Актуальность проекта формируется из того, что сегодня изучение окружающего мира невозможно представить без использования картографической информации. Карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий.

В современном обществе прослеживается тенденция возрастания роли картографической науки. Современный человек должен уметь пользоваться картами, столь привычно и свободно как книгами и компьютером. Данный интерес, возможно, объяснить несколькими факторами:

возрастающей ролью рекреационной географии и способностью человека осуществлять путешествия;

практической направленностью школьной географии;

общим снижением интереса к чтению книг (карта позволяет создать образ территории; объясняет закономерности природных явлений, процессов).

То, что одной из задач начального общего образования является формирование картографической грамотности учащихся никто не спорит но, существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанный в 60 - 70-е годы 20 века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М. В. Студеникиным, Н.В. Малаховым и др.

Глобальные изменения, произошедшие с тех пор в системе начального общего образования, его личностно - ориентированная и практическая направленность, предопределили необходимость переориентации системы картографических знаний и умений с изучения теоретических основ картографии на обучение «пользователя» естественнонаучной и исторической информации, т. е. на преимущественное освоение практически значимых умений.

Присутствующая сегодня в школе система картографических знаний и умений, кроме того, отражает во многом устаревшие представления о картографической науке. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили науки, так или иначе связанные с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Важное место в числе таких наук занимает картография. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картография претерпела значительные изменения. Эти изменения еще не нашли своего отражения в школьном историческом образовании.

Таким образом, в современном общем начальном естественнонаучном образовании существуют определенные противоречия

- между современными целями начального общего естественнонаучного образования, основными идеями его модернизации и содержанием картографической подготовки учащихся,

- между современным уровнем развития картографической науки и консерватизмом школьных программ и средств обучения естествознания.

Выделенные противоречия затрагивают цели, структуру и содержание картографической подготовки учащихся.

Из вышеперечисленных противоречий вытекает проблема недостаточное внимание, и время уделяется развитию картографических умений на уроках окружающего мира обучающихся 3 класса.

Тема проекта: Сборник заданий по развитию картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.

Целью проекта является разработка, обоснование и пробирование сборника заданий по развитию картографических умений на уроках окружающего мира в 3 классе.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть особенности формирования картографических умений младших школьников;

- разработка, обоснование сборника заданий направленных на формирование картографических знаний;

- выявить педагогические условия по реализации сборника заданий по развитию картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.

- пробировать и доказать действенность сборника

Объектом проекта является формирование картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.

Форма проектирования сборник заданий по развитию картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.

Методы исследования: анализ нормативных документов, методических материалов, синтез (логическое соединение выдержек из разных источников), обобщение, конкретизация, проектирование сборника заданий по развитию картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира.

Новизна проекта. Выявленная специфика методического преломления концепции приемов учебной работы как условия повышения качества знаний, умений и навыков на картографическом материале. Использованный подход может быть применен для разработки аналогичной проблемы по другим группам знаний.

Для совершенствования методики формирования картографических знаний, умений и навыков определены предпосылки уточнения системы картографических приемов, разработаны исходные положения для выявления или уточнения состава приемов, сформулированы принципы усложнения заданий, обеспечивающих формирование приема по этапам, определены требования к дидактическим средствам обучения, разрабатываемым для усвоения состава приема учебной работы учащимися и обучении переносу приема.

Практическое значение проекта состоит в том, что разработанный сборник заданий по развитию картографических умений учащихся 3 класса на уроках окружающего мира может быть использован педагогами и студентами на уроках и внеурочных занятиях.

Формирование картографических навыков обучающихся начальной школы.

Уровни результатов естественнонаучного образования определяются прохождением обучающегося следующих познавательных ступеней:

1 ступень - формирование навыков;

2 ступень - приобретение образованности;

3 ступень - формирование предметных компетенций;

4 ступень - овладение культурой работы с разного рода информаций.


Какие же виды и формы тренировочных заданий могут быть использованы на уроках?

По форме подачи материала их можно разделить на письменные и устные.


По степени сложности они могут быть трехуровневые:

1 уровень- задания на воспроизведение знаний и показ на карте географических объектов;

2 уровень - задания по образцу или на основе сопоставления;

3 уровень - проблемные или творческие задания.

По видам работы они также крайне разнообразны.


Устные задания:


- одиночные простые или усложненные вопросы для показа типа:


Если у названия сладкого порошка изменить одну букву, то получится название самого большого острова у берегов России (Сахарин –Сахалин);


Из какой точки вы не сможете двигаться на восток по российской территории? ( С мыса Дежнева)


Два одноименных областных центра России, один из которых построен «на пути из варяг в греки», а другой в 19 веке получил прозвище «Карман России», а в 20 веке был переименован, но уже вернул свое историческое название. (Новгород Великий и Нижний Новгород)


Река России, единственная из рек, подвергнувшаяся наказанию розгам и переименованию (река Урал).


-вопросы-ранжиры:


Показать 3 величайшие равнины РФ от самой большой по площади.


Показать в порядке уменьшения численности населения 5 самых крупных агломераций.


-«песенные» задания:


В каком направлении «плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре»? ( в нижнем течении в запада на восток, против течения).



В каком из городов России и в какое время суток можно правдиво запеть: «Ветер с моя дул…»? (к примеру, в Сочи в дневное время, так как здесь речь идет о бризе).


В каком из городов России могут жители пропеть о себе: «Ведь мы ребята семидесятой с лишком широты»? (к примеру, в Мурманске).


-цепочки вопросов «Ты мне, я – другому» ( по одной теме, в целях проверки умения находить координаты, по одной территории и т.д.)
-географический алфавит (нужно отыскать на карте объекты, начинающиеся или заканчивающиеся на одну букву)
-викторины (обычные, тематические, геолитературные):

Город Максима Горького (Нижний Новгород);

Город, навсегда связанный с именем Лермонтова (Пятигорск);

О какой территории России писал Бажов? (Об Урале)

В какой части России жил Дерсу Узала? ( На Дальнем Востоке)

Покажите Угрюм-реку, о которой писал Шишков (Тунгуска, приток Енисея).


-«Белая ворона» (из группы понятий или географических названий следует выделить лишнее слово, объяснив почему?)

Срединный хребет ( здесь лишнее слово - Урал,т.к. это не сейсмическая Алтай зона. При этом следует дать дополнительное

Урал пояснение о землетрясениях на Алтае)

Кавказ
-задания «Пути-дороги» (путешествия по меридиану, по параллели, по границе, по реке, по океану)



Письменные картографические задания: (здесь подразумеваются не только задания, требующие письменного ответа, но и задания, оформленные на бумаге). Таких заданий великое множество, они могут изготавливаться учителем, копироваться из печатных изданий или же быть результатом творческой работы учащихся.

–кроссворды и сканворды разного типа (на одну букву, понятийные, тематические и т.п.);

-ребусы;

-головоломки;

-геочехарда;

-географическое лото;

-кейворды;

-картографические пазлы;

-«Волшебные квадраты»;

-шарады;

-анаграммы;

-логогрифы;

-метаграммы;

-географические диктанты по карте;

-рисованные и письменные загадки и т.д.


К особой группе заданий следует, пожалуй, отнести группу заданий по анаморфным картам, картосхемам, контурным и интерактивным картам (письменные основы этих заданий есть в приложении):

-разрешение ситуации по данной задаче с помощью анаморфной карты (например, найти свою страну, определи страны-соседи);

-расшифровка картосхем, которая проверяет не только знание карты, но и формирует пространственное мышление;
-«Немая карта России» (здесь возможны два варианта заданий: надо определить объект по описанию и либо показать его на карте, либо записать в тетрадь название, либо нанести его на контурную карту; по второму варианту учитель молча показывает на карте геообъект, а ученики записывают в тетрадь или на контурную карту его название или координаты или другую информацию);

-рисованная карта ( ученики по памяти производят карту России или части ее территории, чертят простую картосхему);

-географическое лото с элементами карт;

-домашняя работа по контурной карте с разными целями;

-задания типа «Восстанови фрагмент карты».

Использовать эти и другие задания можно и должно на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении нового материала, при обобщении, в практических и контрольных работах. Целесообразным является использование, в частности, групповых форм работы с картой и при изучении нового материала, ибо, как писал Н.Н. Баранский, «карта – это второй язык географии».

Такие и подобные им виды работ даже на первый взгляд являются хорошими тренировочными упражнениями для формирования географической зоркости, крепкой памяти и приемов логического мышления:

Они развивают умение выделять в объектах их свойства в сопоставлении с другими объектами этого же или других классов;

На основе этого они формируют понятия об общих и отличительных признаках объектов;

Учат разделять признаки и свойства на существенные и второстепенные;

 

Такие задания формируют умение выводить следствие из факта принадлежности объекта к определенной группе или с учетом других факторов карты;

Они учат и приему классификации и способам доказательства своей точки зрения.

Развивая картографическую память, умения и навыки, что само по себе очень важно, эти задания повышают интеллектуальный фон урока, способствуют повышению географической грамотности и правописания.

Использование разнообразных видов работы снимает накапливающуюся физическую и умственную усталость и поддерживает в течение урока познавательный интерес.

Крайне важно и то, что картографические задания формируют у детей основы творческого подхода к решению разного рода теоретических и практических задач, а также помогают создать разноуровневую (т.е. инвариантную) групповую, индивидуальную и коллективную работу.

Как не может быть продуктивного урока литературы без литературных произведений и геометрии без решения задач, так не может быть и урока географии без работы с картой.

Разумеется, организация картографической работы в условиях школы, расположенной в периферийном поселке, создает целый ряд трудностей. Так, например, согласно аннотированному каталогу школьного оборудования, только стенных карт у нас должно быть около 100. Желательно иметь интерактивные картографические пособия («Физическая карта мира», «Великие географические открытия», «Картографическая энциклопедия России»). Огромный интерес у учеников вызывают уроки с использованием этих интерактивных карт и ЦОР, среди которых помимо мультимедийных учебников есть уже и созданные в меньшей степени мною и куда в большей степени ребятами пособия.

Научить ребят читать карту, добиться ее хорошего понимания - процесс очень сложный и трудоемкий. Но классы, при работе с которыми применялись такие картографические задания, показали к концу обучения хорошие результаты. Они показывали в проверочных картографических работах 100% успеваемости и от 80% и выше качества, выходили на первые места в районных и республиканских олимпиадах.


Таким образом, первый этап работы по данной теме, заключающийся в изучении теоретических основ темы и в накоплении печатных и самодельных картографических разноуровневых заданий, можно считать законченным.

Карта порождает мечты, увлекая нас в неведомые дали. О роли карты в жизни человека можно прочесть и в «Острове сокровищ». Р. Стивенсона, где Джим рассказывает: «Много часов провел я над картой и выучил ее наизусть… в своих мечтах подплывал к острову, исследовал каждый его вершок, потому и узнал его сразу».

С юных лет имел пристрастие к картам и писатель К. Паустовский. В рассказе «Мещерская сторона» он пишет: «Изучение незнакомого края всегда начинается с карты. По карте можно странствовать так же, как и по земле. Именно так поступал герой Ж. Верна Паганель, когда, идя со своими спутниками по 37 параллели в Южной Америке, он удивил проводника превосходным знанием дороги. На вопрос проводника: «Вы, значит, проезжали по этим краям?», он самым серьезным тоном отвечает: «Конечно, сидя в кресле!» Географическая карта, одно из самых чудесных изобретений человечества, имеет в нашей жизни широкое применение и необходима не только специалистам, но часто и людям весьма далеким от изучения географии. Уже и поэтому ее изучение нужно сделать интересным и важным для ребят.

Поиск

ФИЗКУЛЬТУРА И ВАЛЕОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ТЕХНОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ИЗО

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ЭТИКЕТ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ТВОРЧЕСКАЯ НАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru