РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале XIX века. Подносы изготовляли в селах и деревнях - Жостове, Троицком, Новосильцеве и др.

Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской лаковой живописи, а также росписи по фарфору.

В первые десятилетия своей работы жостовские мастера пережили увлечение сюжетной росписью. Это произошло потому, что мастерами нового промысла стали выходцы из Федоскина, занимавшиеся живописью на лаковых шкатулках. Отсюда перешли на подносы сюжеты " 'троек", "чаепитий" и других сцен из народной жизни.

Однако орнаментальная роспись пободала и стала главной темой ук­рашения подносов. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовс­кой росписи. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Композиция букета исполняется импровизированно. Мастер-живописец наносит крупными мазками главные цветовые пятна будущей композиции. По ходу работы он связывает изобра­жения цветов, плодов ветками и листьями. Роспись выполняется с исполь­зованием фона разного цвета.

Но чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. Делают это путем перехода от темного тона к более светлым. В росписи как буд­то оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие садовые и полевые цве­ты. Вместе с тем не создается иллюзии натурального изображения. Букет сохраняет меру декоративной условности и привязанности к плоскости подноса. Виртуозное владение кистью и приемами письма позволяет масте­рам Жостова легко добиваться различных декоративных эффектов. Захват кистью двух-трех цветов краски, прокладка мазка по сырому слою создают живописность цветовых решений, которые в бесконечных вариантах прояв­ляются на подносах, превращая их в произведения декоративно-прикладно­го искусства.

Диапазон художественных решений в жостовских подносах кажется безграничным. Мастера выполняют роспись в пестрой гамме, напоминающей переливы красок в осеннем пейзаже. Иногда на черном фоне бесцветная тональность букета белых роз. Каждый раз по-новому используют цветной фон, на котором букет превращается в ажурное силуэтное изображение.

В уникальных работах цветовая гамма росписи обогащается вставками перламутровых пластин, изображением птиц. Для завершения композиций по краю поля или на бортах подносов выполняют "золотой" орнамент, графи­ческий рисунок которого подчеркивает живописность росписи.

Поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru