Педагогические цели: способствовать ознакомлению учащихся с разнообразием живой природы; создать условия для выявления некоторых признаков приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними; содействовать пониманию необходимости бережного отношения к живой природе, воспитанию эстетических качеств путем восприятия красоты природы средствами искусства.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают, что такое окружающая среда; приводят примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса), приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе; рассказывают о влиянии деятельности человека на живую природу.
Личностные: оценивают результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах; имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: ставят учебную задачу под руководством учителя; намечают план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя; следуют при выполнении заданий инструкциям учителя.
Познавательные: осуществляют сравнение, находят сходство и различие; устанавливают причинно-следственные связи; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из текста.
Коммуникативные: распределяют обязанности при работе в группе, паре; учитывают мнение партнера, аргументированно критикуют допущенные ошибки, обосновывают свое решение.
Сценарий урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).
Сколько нового вокруг мы узнаем скоро!
Нам, ребята, повезло – учимся мы в школе.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Одинаковые ли условия жизни у растений на разных участках леса?
– Где растения получают больше тепла и света: на опушке или в чаще леса? Почему? (На опушке: там деревья не закрывают свет.)
– А где больше влаги? Почему? (В чаще: деревья дают тень, и влага испаряется медленнее.)
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с признаками растений, растущих в разных условиях, и узнаем, как связаны растения с животными и неживой природой.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Ознакомление с признаками приспособленности растений к условиям окружающей среды.
– Разным растениям требуется разное количество света, тепла и влаги. Ученые выделяют светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые, теплолюбивые и холодостойкие растения.
Часто по внешнему виду растения можно узнать, в каких условиях оно растет. Так, светолюбивые растения обычно имеют мелкие или рассеченные листья. Чаще всего они светло-зеленые. У теневыносливых растений крупные темно-зеленые листья. Влаголюбивые растения имеют крупные листья и сочные стебли. Засухоустойчивые растения выглядят по-разному: у одних толстые и мясистые сочные листья, а у других – стебли и вместо листьев иголки.
2. Работа с гербарием.
– Определите место обитания растений, у которых хорошо выражены указанные признаки, например: одуванчик, ландыш, кактус, калужница, заячья капуста, молодило.
3.Ознакомление с признаками приспособленности животных к условиям окружающей среды.
– Животный мир каждой конкретной местности зависит от растительного мира и тесно связан с ним, поэтому в определенной местности встречаются определенные животные. Например, на опушке, где много цветущих травянистых растений, можно увидеть большое количество разнообразных насекомых: бабочек, кузнечиков, жуков, шмелей, пчел. Растения помогают насекомым прятаться от врагов и дают им пищу. Пищей насекомым служит нектар цветков, листья и другие части растений. Насекомыми питаются птицы.
4.Наблюдение над сходством и различием в строении бабочек и жуков.
– Прочитайте в учебнике статью о бабочках и жуках.
– Многие из наших бабочек, в том числе адмирал, павлиний глаз, перламутровка получили название по рисунку на крыльях.
Бабочку адмирал легко узнать по бархатисто-черной окраске с ярко-красными полосами и белыми пятнами. В старину адмиралы носили через плечо красную шелковую ленту. За это сходство бабочка и получила свое название.
Бабочка павлиний глаз получила свое название за великолепные пятна на крыльях, напоминающие глаза. Эти «глаза» – отличная защита от врагов. Подлетит к бабочке птица, бабочка широко распахнет крылья, и птица увидит перед собой два больших «глаза», глядящих на нее в упор! В первый момент птица пугается, а когда опомнится – бабочка уже улетела.
На нижней стороне задних крыльев бабочки перламутровки сверкают перламутрово-серебристые пятна.
(По В. А. Корабельникову.)
V. Первичное закрепление.
– Докажите, что ромашка – светолюбивое растение (У ромашки мелкие светло-зеленые рассеченные листья.)
– Что произойдет, если исчезнут насекомые?
– Всегда ли насекомые приносят пользу?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задания в рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Выполнение задания в рабочей тетради 2, заданий из учебника.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: подготовить пересказ текста; осуществить информационный поиск; выполнить задание из учебника, предполагающее работу с дополнительной литературой