ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

 

Педагогические цели: способствовать расширению знаний учащихся о зимних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных; содействовать раскрытию некоторых доступных взаимосвязей между этими изменениями.

Планируемые результаты образования:

Предметные: устанавливают связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); различают времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); сравнивают результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Личностные: проявляют устойчивый интерес к изучению природы; знают основные правила поведения в природе и обществе и ориентируются на их выполнение; испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: осознают свое продвижение в овладении знаниями и умениями; самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; планируют собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные: используют готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений; осуществляют анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводят сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливают причинно-следственные связи изменений в природе; обобщают результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делают выводы; пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых); пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта.

Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе; сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Образовательные ресурсы: презентации «Труд человека зимой»1; «Жизнь животных зимой»2.

 

Сценарий урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

                           Прозвенел звонок и смолк –

                           Начинается урок.

                           Вы за парты тихо сели,

                           На меня все посмотрели.

                           Улыбнемся мы друг другу

                           И пожмем соседу руку.

                           Пора урок нам начинать,

                           Чтоб много нового узнать.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Ознакомление с народными приметами, поговорками и пословицами о зиме.

– Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

– Вы знаете, что такое приметы?

– Примета – это отличительный признак, по которому можно узнать кого-либо или что-либо.

– Зима включает три календарных месяца – декабрь, январь, февраль и составляет 90 или 91 (в високосный год) день. Зиму подразделяют на подсезоны: первозимье – 25 дней – с 27 ноября, коренная зима – 55 дней – с 22 декабря, перелом зимы – 31 день – с 15 февраля. Послушайте народные приметы, поговорки и пословицы о зиме. Как вы их понимаете?

Декабрь.

• В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

• Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

• Декабрь – шапка зимы.

• Декабрь год кончает, зиму начинает.

• Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – это к урожаю.

• Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же остается промежуток – урожайное.

Январь.

• В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.

• Месяц январь – зимы государь.

• Морозный январь – урожайный год.

• Рано в январе начинает стучать дятел – к ранней весне.

• Январь – году начало, зиме середка.

• Январь-батюшка год начинает, зиму величает.

Февраль.

• В феврале много инея на деревьях – будет много меда.

• Если кошка встает на задние лапы и начинает скрести стену – будет вьюга.

• Февраль – месяц лютый, спросит: как обутый?

• Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

– О чем же рассказывают вам народные приметы, поговорки и пословицы о зиме? (Об особенностях зимы.)

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с зимними изменениями в неживой природе, жизни растений и животных, установим взаимосвязи между этими изменениями.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. Исследовательская деятельность.

Работа в группах.

– На этом уроке мы с вами будем исследователями. Знакомство с зимними изменениями в неживой природе, жизни растений и животных будем проводить по группам. Каждой группе исследователей предлагается изучить зимние изменения в своей области природы. У вас на столах лежат карточки с описанием зимних изменений в вашей области природы. Изучите материал, сделайте выводы и поделитесь ими со своими коллегами, исследователями из других групп. Затем мы с вами сможем подвести итог нашего исследования зимних изменений в неживой природе, жизни растений и животных и установить взаимосвязи между этими изменениями.

1-я группа – наблюдения за неживой природой.

Небо бледно-голубое или серое, чаще всего покрыто тучами, из которых выпадают осадки в виде снега, иногда может идти снег с дождем.

Начало зимы – первозимье – отмечают с того дня, когда ляжет надолго снег. Солнце поднимается на небосклоне низко и греет слабо. Цвет у него часто малиново-красный. Небо днем серое, тусклое, нахмуренное. Снегопады и морозы чередуются с оттепелями. В оттепель зима становится похожа на позднюю осень. 22 декабря – самый короткий день в году, день зимнего солнцестояния.

23 декабря – начало коренной зимы. Теперь с каждым днем будет раньше рассветать, позже смеркаться. Солнце поднимается все выше и светит ярче. Бело-голубое, светлое небо наполняется морозной дымкой. Слепит глаза сверкающее снежное покрывало с серебряными сугробами. Роскошный наряд из пушистой изморози надевают деревья и кустарники. В оттепели снег становится влажным и липким. Солнечные дни чередуются с метелями, ледяными ветрами и лютыми морозами. Властвует коренная зима до начала февраля, до песни большой синицы.

Как только запоет синица, знай: наступает последний период – перелом зимы. В лесах от деревьев падают на снег плотные, четкие, синие тени, сугробы светятся голубоватым светом. Сине день ото дня небо. Облака уже не серые, а плывут белыми кучками. Солнце поднимается всё выше и греет всё сильнее. Светлый день стал намного длиннее. В солнечный день снег на крышах тает, начинается капель. Натекая друг на друга и замерзая в еще очень холодном воздухе, капельки растаявшего снега образуют красивые ледяные сосульки. Снег потускнел, посерел, стал рыхлым. Сверху подтаявший на солнце снег за ночь смерзается в ледяную корку – наст. Но зима еще не сдается. Вьюги и метели показывают ее силу.

(По В. А. Корабельникову.)


2-я группа – наблюдения за растениями зимой.

Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь. Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы. Хвойные растения зимуют с зелеными листьями-иголками. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях – клене, акации, рябине, шиповнике, бузине. Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но, несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Уже в конце января почки на вербе увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком. Вот почему вербы к концу зимы стоят, словно покрытые серебром. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

3-я группа – наблюдения за жизнью животных зимой.

Зимой отсутствуют почти все виды птиц, питающиеся насекомыми и связанные с водоемами. Редки также и хищники, обычная добыча которых улетает (птицы), впадает в спячку или прячется под снегом (лягушки, мелкие млекопитающие). Зимние птицы питаются главным образом растительной пищей, семенами, ягодами, почками деревьев и т. п. Из насекомоядных остаются лишь немногие, приспособившиеся к отыскиванию спрятавшихся мелких насекомых в коре деревьев (синицы, дятлы), но и те зимой подкармливаются растительной пищей (например, дятлы – хвойными семенами).

Вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас, поэтому называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы.

Многие птицы зимой держатся стаями, которые перелетают с места на место в поисках пищи. Их называют кочевыми. Иногда такие зимние кочевки уводят птиц довольно далеко от их летних мест обитания.

Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки называются перелетными. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.

С наступлением зимы водоемы замерзают и рыбы опускаются на дно. Именно там собираются на зимовку карпы, караси, щуки. Они мало движутся и мало едят. Их состояние напоминает зимнюю спячку. Но это не так. Они находятся в полусонном состоянии, так как подо льдом мало воздуха. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются – дышат. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.

Зимой насекомые не могут собирать нектар с растений, поэтому увидеть их можно весной и летом, а вот осенью и зимой их не встретишь. В это время они находятся в укромных местах: под корой деревьев, среди опавших листьев, в почве.

Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился. Кто-то зимой спит или находится в спячке. Некоторые делают запасы на зиму, а кое-кому приходится и зимой корм добывать.

Медведь зимой спит. Берлогу он устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем. Считается, что мишка в берлоге сосет лапу. Но он не сосет, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом еще и причмокивает губами. Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.

Барсук, как и медведь, спит зимой. Но, в отличие от медведя, барсук зимой просыпается – поест запасов и снова засыпает. Нору себе он роет в сухом месте, глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает.

Ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке. Спячка – это более глубокий и продолжительный сон с понижением температуры тела.

Ежу зимой кормиться нечем. Попрятались в землю черви, скрылись ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. С осени ежи отъедаются, разжиреют, а зимой спят. В ясные осенние дни готовит еж теплое зимовище. Выберет глубокую яму под пнем и принимается за работу. Подбежит к кучке опавших листьев, поглядит, понюхает. Выберет место, где листья совсем сухие, свернется в клубок и начнет с боку на бок перекатываться. Понатыкает на колючки листьев и побежит к ямке. Натаскает еж листьев в ямку, устроит рыхлую постельку, зароется в нее, свернется и заснет на зиму. Придет зима, укроет нору сугроб. Под ним, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Белка делает запасы на зиму. Много грибов развесила она по лесу, много орехов закопала в разные места (лесные «кладовки») под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери. Зимует белка в дупле. Дупло белки не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло; обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат; бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход.

Мыши и полевки зимой почти все время проводят под снегом. Снег защищает их от врагов и от холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: желуди, орехи, зеленую траву, а также ветки, с которых они обгрызают кору. Часто у этих зверьков бывают запасы корма еще с осени.

Не спят и ищут корм волки, кабаны, лоси, лисы и зайцы.

Кабаны зимою ведут не столь подвижный образ жизни, как в другие сезоны. Во время отдыха эти животные всегда устраиваются плотной группой, а в качестве подстилки используют какой-нибудь растительный материал. На озерах они устраивают лежки в зарослях тростника, причем лежат на толстом слое тростника. В лесу они используют ветки елей и молодые елочки, реже ветви и сучья других деревьев.

Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

Лося называют лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.

Не спит зимой и лиса. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит. Главная пища лисы – мелкие грызуны: мыши и полевки. Лисичкину охоту на них называют мышкованием. Мышиный писк лиса слышит за 100 м – такой у нее отличный слух. Зайцы тоже нередко становятся добычей рыжей хищницы. От непогоды и от врагов она прячется в норе, которую устраивает на склонах оврагов и холмов.

Зайцы в основном питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. У зайца нет своего дома. День он проводит в укромных местах – под поваленным стволом, пнем или в кустах. Прячется от врагов заяц на снегу. Запасов на зиму он не делает. Спит заяц где придется, чаще всего под кустами, в сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит не закрывая глаз. От хищников зайцев спасают ноги. Они так быстро бегают и так ловко запутывают свои следы, что поймать их лисице не всегда удается. Зайцам приходится прятаться не только от лисы, но и от волка.

В конце зимы можно заметить перемены в жизни многих птиц. Среди них начинается оживление, указывающее на приближение весны, особенно в ясные, теплые дни. Птицы становятся драчливее, голосистее, изредка уже слышится даже тихая песенка.

4-я группа – наблюдения за сезонным трудом людей.

В сельском хозяйстве идет подготовка к весеннему севу (проводится ремонт сельскохозяйственных машин, снегозадержание на полях), ведется уход за животными.

На улицах города зимой убирают снег, скалывают лед, посыпают дороги песком.

Зимой в овощехранилищах люди регулярно перебирают плоды и овощи, удаляют испортившиеся овощи и плоды.

В саду зимой уплотняют снег около стволов деревьев, сбрасывают уплотненные снежные комья с ветвей деревьев, разрушают слежавшийся снег внутри кроны, ведут обрезку деревьев и кустарников.

Рыбаки ловят рыбу, проделывают лунки, обеспечивая доступ воздуха рыбам.

2. Отчет групп.

– На ваших столах лежат карточки с незаконченными предложениями. Закончив эти предложения вы получите отчет о своей исследовательской деятельности.

1-я группа.

Небо ___________________________________________________

Осадки _________________________________________________

Солнце на небе ___________________________________________

Температура воздуха ______________________________________

Почва __________________________________________________

Водоемы ________________________________________________

2-я группа.

Лиственные деревья и кустарники ___________________________

Хвойные деревья _________________________________________

Травы __________________________________________________

3-я группа.

Птицы:

       – перелетные: __________________________________________

       – кочующие: ___________________________________________

       – оседлые: _____________________________________________

Рыбы___________________________________________________

Насекомые ______________________________________________

Звери:

       – спят, находятся в спячке: _______________________________

       – запасают корм на зиму: _________________________________

       – ищут корм: ___________________________________________

3. Установление взаимосвязей между зимними изменениями в природе.

– Почему зимой низкая температура воздуха? (Солнце низко, дает мало тепла.)

– Почему осадки выпадают в виде снега? (Низкая температура воздуха.)

– Почему почва промерзает и покрыта слоем снега? (Низкая температура воздуха.)

– Почему замерзают водоемы? (Низкая температура воздуха.)

– Почему растения «спят»? (Почва промерзает и покрыта слоем снега, солнце низко, дает мало тепла и света, замерзают водоемы.)

– Почему состояние рыб напоминает зимнюю спячку? (Замерзают водоемы, подо льдом мало воздуха.)

– Почему спрятались насекомые? (Растения «спят», нечем питаться.)

– Почему птицы кочуют и улетают в теплые края? (Спрятались насекомые, растения «спят» мало корма.)

– Почему звери спят или впадают в спячку? (Растения «спят», спрятались насекомые, улетели в теплые края птицы, мало корма.)

V. Первичное закрепление.

Выполнение заданий из учебника.

– Какие явления происходят в неживой природе зимой?

– Как зимуют разные растения?

– В чем сходство, а в чем различие зимовки рыб, птиц и зверей?

– Как с зимними изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений и животных?

– Почему птицы не впадают в зимнюю спячку?

– Чем спячка зверей отличается от зимнего сна?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

– Выполните задание 1 на с. 3 рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Выполнение задания из учебника.

– Нарисуйте рисунок на тему «Зима».

– Какие пословицы, поговорки, народные приметы вы знаете о каждом месяце?

Выполнение проверочной работы в рабочей тетради 1.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание

Поиск

ФИЗКУЛЬТУРА И ВАЛЕОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

МУЗЫКА

ТВОРЧЕСКАЯ НАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru