ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

МАТЕМАТИКА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

 

Педагогические цели: способствовать расширению представлений учащихся о способах познания мира; создать условия для патриотического воспитания, показав достижения ученых России в области космонавтики; содействовать осознанию важности изобретения телескопов, аппаратов для космических полетов для увеличения возможностей ученых в исследовании космоса.

Планируемые результаты образования:

Предметные: приводят примеры приборов и инструментов; рассказывают об исследованиях космоса, ученых и изобретателях.

Личностные: имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы.

Познавательные: осуществляют поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта.

Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Образовательные ресурсы: презентации «Знания о космосе: с древности до наших дней», «Искусственные спутники Земли».


Сценарий урока

I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

                           С добрым утром

                           Начат день.

                           Первым делом

                           Гоним лень.

                           На уроке не зевать –

                           Пора работать начинать!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Выберите правильный ответ:

1. Земля – это:

а) звезда;

б) планета.

2. Почему Луну называют спутником Земли?

а) Луна не излучает собственный свет;

б) на Луне нет воздуха;

в) Луна вращается вокруг Земли;

г) Луна имеет шарообразную форму.

– Откуда люди узнают эти сведения? (Ученые наблюдают, изучают и делают открытия.)

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы будем говорить об исследованиях космоса.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

«История исследований космоса» – сообщения заранее подготовленных детей или рассказ учителя о различных этапах исследований космоса, сопровождающиеся показом презентации или изображений телескопа, искусственных спутников Земли, космических аппаратов, автоматических межпланетных станций и т. д.

Вспомогательные материалы

По всей вероятности, первыми внеземными объектами, которые привлекли внимание человека еще в глубокой древности, были Солнце и Луна. Вопреки известной шутке о том, что Луна полезнее Солнца потому, что светит ночью, а днем и без того светло, первостепенная роль Солнца была отмечена людьми еще в первобытную эпоху, и это нашло отражение в мифах и легендах почти всех народов.

Заметив блуждающие звезды – планеты, люди, быть может, впервые сделали попытку проанализировать взаимосвязь различных явлений, хотя возникшая таким путем астрология подменила знания суевериями. Первый этап развития науки о небе астрономии в буквальном смысле слова был основан на созерцании и абстрактном мышлении, так как осуществлялся в то время, когда практически отсутствовали какие-либо астрономические инструменты.

Великим Галилеем было положено начало эпохе телескопических наблюдений. Применение телескопа в астрономии прежде всего неизмеримо увеличило число объектов, доступных исследованиям.

В ХХ веке начался новый этап освоения космоса.

4 октября 1957 г. радиостанции Советского Союза передали короткое сообщение о том, что создан и выведен на орбиту вокруг Земли первый искусственный спутник. Это событие послужило началом нового этапа в истории человечества – этапа завоевания космического пространства.

С 16 марта 1962 г. начались запуски спутников серии «Космос». На этих спутниках ведут изучение верхней атмосферы и ионосферы, космических лучей, магнитного поля Земли, метеорного вещества и т. д.

Кроме спутников серии «Космос», на околоземные орбиты были выведены космические системы «Электрон», спутники «Полет», космические станции «Протон».

Вскоре после запуска первых искусственных спутников началось осуществление и межпланетных полетов. К середине 1969 г. из запущенных в Советском Союзе автоматических межпланетных станций семнадцать были направлены к Луне (станции «Луна-1» – «Луна-15», «Зонд-5», «Зонд-6») и предназначены для исследования Луны и окололунного пространства.

К планете Венера стартовали шесть станций (станции «Венера-1» – «Венера-6»). Задача полетов – исследование межпланетного пространства и природы этой планеты.

В сторону Марса была запущена автоматическая станция «Марс-1». Кроме того, с целью отработки систем для дальних межпланетных полетов и проведения научных исследований на трассе состоялись запуски автоматических станций «Зонд-1», «Зонд-2» и «Зонд-3».

Первый спутник связи СССР «Молния-1» был выведен на высокую эллиптическую орбиту 23 апреля 1965 г. Затем было запущено еще несколько искусственных спутников Земли – активных ретрансляторов, и началась их опытная эксплуатация. С помощью спутников «Молния-1» успешно осуществлялись сеансы дальней радиосвязи и телевидения между центром европейской части СССР и Дальним Востоком, проводился совместный франко-советский эксперимент по передаче цветного телевидения на базе системы «СЕКАМ». В 1967 г. вступила в строй сеть станций «Орбита» – пунктов приема телевизионных программ, передаваемых Центральным телевидением через спутники связи «Молния-1».

2 января 1959 г. советская научная космическая станция «Луна-1» достигла второй космической скорости и вышла за пределы околоземного пространства. Пролетев в непосредственной близости от Луны, на расстоянии 5–6 тыс. км от ее поверхности, станция стала первым в мире искусственным спутником Солнца. В последующие годы удалось провести эксперименты по сближению и контакту станции с Луной. Мягкая посадка на Луну автоматических станций открыла пути для изучения структуры поверхности, химического и минералогического состава пород Луны. Создание лабораторий вблизи Луны – ее искусственных спутников – позволило провести широкие доследования магнитного поля, метеорной и радиационной обстановки в окололунном пространстве, инфракрасного и гамма-излучения лунных пород. И, наконец, был осуществлен облет Луны с фотографированием ее поверхности и последующим возвращением станции на Землю.

В феврале 1966 г. первый земной аппарат мягко опустился на лунную поверхность. Это была советская автоматическая станция «Луна-9». В течение последующих трех дней станция передавала на Землю телевизионные изображения окружающего ландшафта и различную телеметрическую информацию.

12 апреля 1961 г. летчик-космонавт Ю. Гагарин совершил первый в мире орбитальный полет. Пять последующих запусков кораблей «Восток» было осуществлено в 1961–1963 гг. Характерная черта всех этих полетов – выполнение в ходе каждого из них какой-то новой задачи. Благодаря такому подходу за относительно короткий срок было решено большое количество вопросов, касающихся пребывания человека в космосе.

Качественно новым этапом явился и запуск второго многоместного корабля «Восход-2». В полете космонавт А. Леонов впервые совершил выход в открытый космос. Достижение экипажа «Восход-2» – важнейший шаг на пути освоения космоса. Для того чтобы успешно осуществлять все необходимые операции, связанные со стыковкой и сборкой научных станций на орбите, человек должен покинуть корабль, свободно перемещаться в космическом пространстве и производить различные работы.

Начиная с 1961 г., неоднократно использовался старт с промежуточной орбиты – для запуска автоматических станций к Венере, Марсу, Луне.


Исследования Луны.

Первым объектом исследований стала Луна. Штурм Луны начался в конце 1958 г., однако все попытки запуска аппаратов к Луне, как советские, так и американские, были неудачными. 14 сентября 1959 г. советская автоматическая станция «Луна-2» достигла поверхности Луны. Впервые аппарат, изготовленный человеком, достиг другого небесного тела. Исследования, проведенные с помощью научной аппаратуры, установленной на борту «Луны-2», показали, что Луна не имеет собственного магнитного поля и радиационных поясов. Аппарат «прилунился» (врезался в Луну на огромной скорости) в Море Дождей, между кратерами Архимед, Аристилл и Автолик (сейчас этот район называется Залив Лунника) и доставил на поверхность Луны вымпел с гербом СССР. Вымпел имел форму шара, поверхность которого состояла из пятиугольных металлических пластин с надписью «СССР. Сентябрь 1959». При ударе аппарат должен был разбиться, а пластины разлететься вокруг, как, без сомнения, и произошло.

4 октября 1959 г., ровно через два года после начала Космической эры, был совершен облет Луны. Станция «Луна-3» передала на Землю фотографии ее обратной стороны, и люди впервые увидели изображение той стороны нашего естественного спутника, которая всегда была от них скрыта. Ракета-носитель со станцией «Луна-9» стартовала 31 января 1966 г., а уже 3 февраля станция совершила первую мягкую посадку на другое небесное тело. Сферический спускаемый аппарат отделился от двигательного отсека, мягко прилунился, раскрыл четыре лепестковые панели, закрывающие антенны и телекамеру, и передал на Землю панорамное изображение лунного ландшафта. Выяснилась структура лунного грунта – оказалось, что в месте посадки он достаточно плотный, вроде пемзы. Мягкая посадка на другое небесное тело – новая и очень сложная научно-техническая задача. Отсутствие на Луне атмосферы исключало использование парашюта. Нужно было с помощью ракетного двигателя затормозить аппарат, летящий со скоростью 2,5–2,7 км/с, до нуля и именно в тот момент, когда он вплотную приблизится к поверхности Луны. Посадка отрабатывалась при запусках «лунников» с четвертого номера по восьмой. Для изучения гравитационного поля Луны была запущена станция «Луна-10». Она вышла на орбиту искусственного спутника Луны. Это был первый искусственный спутник другого небесного тела. В сентябре 1970 г. станция «Луна-16» совершила мягкую посадку в районе Моря Изобилия, произвела бурение, взяла образцы лунного грунта и доставила их на Землю. Это было первое в истории космонавтики возвращение космического аппарата с другого небесного тела. Ученые исследовали химический состав лунного грунта и определили абсолютный возраст пород морского и материкового типа. В ноябре 1970 г. «Луна-17» доставила на Луну дистанционно управляемый аппарат «Луноход-1». При разработке этого аппарата рассматривались разные способы передвижения на Луне – шагающие, прыгающие, ползущие, двигающиеся на гусеницах или на колесах механизмы. В конце концов остановились на последнем варианте. Колес было восемь – по четыре с каждой стороны. Каждое колесо имело свой собственный двигатель (небольшой электромотор в ступице), поэтому луноход мог двигаться и при отказе одного или нескольких колес. Специальные шипы обеспечивали хорошее сцепление с грунтом при малой (в шесть раз меньше, чем на Земле) силе тяжести. Для испытания ходовой части на Земле был построен специальный лунодром со всеми элементами лунной поверхности (кратерами, трещинами, камнями и прочим). Материалы для строительства привезли с потухших и действующих вулканов Камчатки. Управляли луноходом по радио- и телеканалам операторы с Земли. Это было очень непросто, так как команда управления шла до аппарата 1,3 с и столько же времени требовалось на ответ лунохода «Вас понял». На аппарате имелся бортовой электронный блок управления, который контролировал движение и останавливал луноход в опасных ситуациях.

В январе 1973 г. на Луну был доставлен «Луноход-2». Выполняя программу исследований и передавая результаты на Землю, он в течение пяти месяцев прошел 37 км.


Исследования Венеры.

Венера всегда закрыта толстым слоем облаков, и сведения о ее поверхности и атмосфере до начала полетов автоматических межпланетных станций были довольно скудными. В 1959 г. советские специалисты начали радиолокационные исследования Венеры с Земли. Удалось определить температуру, период обращения вокруг оси. Вращение оказалось обратным, период обращения составил примерно 244 суток. Полученные тогда значения практически совпадают с современными. Первым аппаратом, который достиг поверхности планеты, стала станция «Венера-3» (межпланетный перелет продолжался с 16 ноября 1965 г. по 1 марта 1966 г.). В 1967 году была предпринята попытка мягкой посадки. Спускаемый аппарат станции «Венера-4» представлял собой шар диаметром 1 м. При его торможении в атмосфере перегрузка достигала 300 единиц. Спуск на парашюте продолжался 94 мин. В течение этого времени на Земле принимали уникальную научную информацию. Впервые были получены данные об атмосфере планеты. На высоте 22 км, когда давление достигло 18 атм, а температура 277 °С, станция прекратила существование – она не была рассчитана на такие условия. После полетов следующих станций, которые выходили из строя при спуске, стало ясно, что спускаемые аппараты следует рассчитывать на снижение в сверхплотной раскаленной атмосфере. Станция «Венера-7», достигшая поверхности планеты, передала, что давление составляет 100 атм (как в океане на глубине 800 м), а температура 475 °С. Наиболее успешным в этой серии был полет станции «Венера-8», которая села на дневной стороне планеты и в течение 50 мин передавала информацию. В 1975 г. были запущены станции нового типа «Венера-9» и «Венера-10». Станции состояли из двух частей – орбитального блока и спускаемого аппарата. За двое суток до встречи с планетой от станций отделились спускаемые аппараты и продолжили полет к планете, а орбитальные блоки перешли на орбиты искусственных спутников планеты. Станции «Венера-9» и «Венера-10» стали первыми искусственными спутниками Венеры. Со спускаемых аппаратов были получены панорамные изображения поверхности планеты. По освещенности виды напоминали пасмурный день на Земле, а местность представляла собой каменистую пустыню с большим количеством валунов гигантского размера. Исследования Венеры, хоть и не всегда успешные, продолжались. В 1981 г. стартовали станции нового поколения «Венера-13» и «Венера-14». Их спускаемые аппараты взяли и исследовали пробы грунта и через орбитальный блок передали на Землю уникальную научную информацию. В 1983 г. на орбиту искусственного спутника Венеры были выведены станции «Венера-15» и «Венера-16». В течение восьми месяцев они вели радиолокационную съемку планеты. По результатам их исследований были составлены карты северного полушария планеты. Ее рельеф оказался сложным, с горами, впадинами, кратерами. Самые крупные из них получили имена: например, каньон Артемиды, равнина Снегурочки. Почти все полеты советских станций к Венере были успешными, ее называли «русской планетой».


Исследования Марса.

Первым аппаратом, запущенным к Марсу, стала советская автоматическая межпланетная станция «Марс-1», которая стартовала 1 ноября 1962 г. Полет продолжался семь с половиной месяцев, станция прошла на расстоянии 195 тыс. км от Марса. В марте 1963 г., когда станция удалилась от Земли на расстояние 106 млн км, связь с ней оборвалась. 19 и 28 мая 1971 г. были запущены АМС «Марс-2» и «Марс-3». Станция «Марс-2» вышла на орбиту искусственного спутника Марса, от нее был отделен спускаемый аппарат, который разбился при посадке. Научная аппаратура и небольшой шагающий марсоход погибли, но вымпел с изображением герба СССР все же попал на поверхность Марса. Это был третий вымпел, доставленный на другие планеты (второй был отправлен на Венеру). 2 декабря 1971 г. спускаемый аппарат станции «Марс-3» совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Посадка осуществлялась по такой схеме: спускаемый аппарат сначала вышел на орбиту искусственного спутника Марса, после отработки корректирующего импульса перешел на траекторию снижения, затем была введена парашютная система. Аппарат опустился на поверхность Марса, после чего раскрылись лепестковые панели, закрывавшие аппаратуру, и началась работа. В состав научной аппаратуры входили приборы для измерения атмосферного давления, температуры и скорости ветра, масс-спектрометр для определения химического состава атмосферы, состава и физико-химических свойств грунта. Аппарат начал передавать информацию, но через 20 с связь прервалась. Понять, что произошло, было невозможно. В 1974 г. подошло «стартовое окно» для полета к Марсу, когда условия для запуска наиболее благоприятны по энергетическим соображениям. Запущены четыре «Марса», из них только полет станции «Марс-5» оказался частично удачным. Так что Марс был не столь благосклонен к нам, как Венера. Программа «Фобос» предназначалась для исследований Марса и его спутника Фобоса. Это было очень интересно, так как в свое время существовали гипотезы, что Фобос является не естественным, а искусственным спутником Марса. Два аппарата стартовали в июле 1988 г. с интервалом в несколько дней. Полет должен был продолжаться 200 суток. Планировалось, что, приблизившись к планете, аппараты выйдут на сильно вытянутую орбиту над экватором, проработают на ней около 60 суток, после чего перейдут на круговую орбиту с периодом обращения 8 ч. Программой предусматривалось приближение к поверхности Фобоса на 50 м и проведение исследований на этой высоте, после чего от аппаратов должны отделиться исследовательские модули для изучения Фобоса. Один из них мог скачками передвигаться по его поверхности. Состав пород предполагалось изучать с помощью лазерной пушки. Исследования Марса и Фобоса должны были продолжаться около года. Этот проект стал международным, в нем участвовали ученые и специалисты многих стран Европы и Европейского космического агентства. Из-за ошибки оператора «Фобос-1» вышел из строя, и все попытки оживить его остались безрезультатными. «Фобос-2» после коррекции, проведенной по команде с Земли, вышел на орбиту спутника Марса с периодом обращения 77 ч. После четырех витков начались операции по сближению с Фобосом. С 21 марта станция передавала информацию на Землю, а 27-го связь с ней была потеряна. Как показал последующий анализ, основной причиной неудачи оказались конструктивные недостатки этих аппаратов.

V. Первичное закрепление.

Выполнение задания в рабочей тетради 1, заданий учебника.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

– Выполните задание 39 на с. 35 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа в парах. Чтение текста учебника на с. 58–59 и составление плана пересказа.

Корректировка планов. Составление единого плана-рассказа об основных этапах исследований космоса.

Рассказ об основных этапах исследований космоса по составленному плану:

1) Наблюдение за Солнцем в древности.

2) Создание Галилео Галилеем первого в мире телескопа.

3) Усовершенствование телескопов.

4) Запуск первого в мире искусственного спутника Земли.

5) Первый полет человека в космос.

6) Исследования Солнечной системы современными автоматическими станциями и ракетами.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание

Поиск

ФИЗКУЛЬТУРА И ВАЛЕОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

МУЗЫКА

ТВОРЧЕСКАЯ НАТУРА

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Как правильно варикоз лечить

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru